Кирина Наталья Викторовна
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для развития органов речи, которые обычно выполняются логопедами. Однако воспитатели должны использовать эти упражнения на своих занятиях, поскольку они также отвечают за развитие речи детей. Кроме того, воспитатели проводят больше времени в общении и взаимодействии с детьми, чем логопеды, поэтому они могут уделить больше времени тому, чтобы речь каждого ребенка была четкой (без диспраксии) и понятной для окружающих.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Как правило, педагоги проводят артикуляционную гимнастику в группах, но с учетом индивидуальных особенностей детей следует проводить дополнительные занятия с детьми, в речи которых много нарушенных звуков (афония) или нечеткое произношение (dysarthria obliterans). Кроме того, не следует освобождать от упражнений детей, которые, по мнению преподавателя, имеют четкое и правильное произношение. Их следует просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика наиболее эффективна, если она начата в раннем возрасте (1-3 года). В этом возрасте дети учатся произносить свой первый язык, и артикуляционная гимнастика может помочь им правильно произносить некоторые фонемы.
При задержке речевого развития (начиная с 3 лет) гимнастика является прекрасным средством реабилитации. При заикании гимнастика помогает расслабить мимические и артикуляционные мышцы. Разнообразная гимнастика может помочь ребенку заметить трудности при выполнении определенных заданий и немедленно обратиться к специалисту.
Артикуляционные упражнения могут выполняться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповом формате они могут проводиться утром, после зарядки и перед завтраком. В микрогруппах или индивидуально их обычно проводит логопед или родитель/опекун.
Выбор упражнений зависит от того, чему необходимо научить детей. Педагоги могут составить комплекс упражнений на основе рекомендаций логопеда и с учетом индивидуальных особенностей детей. Методика проведения гимнастики включает в себя ознакомление детей с инструкциями, моделями и самостоятельное выполнение каждого гимнастического комплекса.
Артикуляционная гимнастика должна проводиться дважды в день, например, утром и вечером. Если ребенок не посещает детский сад, родитель занимается с ним.
Это связано с тем, что таким детям очень трудно выполнять гимнастику : мышцы артикуляционного аппарата еще слабы и медленно двигаются. Гимнастика для младших групп должна длиться не более пяти минут, при этом выполняется четыре-пять упражнений, каждое из которых повторяется два-три раза. Статические упражнения выполняются по 2-3 секунды каждое.
Хорошим примером вокальной практики является репетиция под стихотворение. Дети, занимающиеся театрализацией актерского мастерства, не обращают особого внимания на сложность или некомфортные ощущения от какой-либо практики. Кроме того, дошкольники не проявляют негативного отношения к заданию или педагогу, когда у них что-то не получается.