Харченко Наталия Николаевна
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые помогают натренировать мышцы речевого аппарата – губы, язык и челюсти. Такая гимнастика укрепляет мышцы и учит полноценно использовать органы артикуляции в говорении. Гимнастика нужна не только тем, кто имеет нарушения речи. Детям 2-3 лет, находящимся в стадии активного пополнения словарного запаса, такая гимнастика будет очень полезна.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Для того, чтобы провести артикуляционную гимнастику, нужно сесть с ребёнком у большого зеркала (и смотреться в него вдвоём) или взять 2 маленьких настольных и сесть напротив друг друга, чтобы ребёнок имел возможность смотреть и на вас, и на себя и не крутить головой по сторонам.
Возьмите салфетки и воду, чтобы ребёнок мог либо попить, либо вытереть слюни. Но только в случае необходимости.
Говорить и показывать движения следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Ведь ребёнку 2-3 лет трудно повторить за взрослым все движения, показывайте артикуляционную позу или движение несколько раз.
Основные правила артикуляционной гимнастики :
Проводить занятия нужно регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 – ежедневно.
Сначала выполняйте движения медленно, следите за их точностью.
Каждое динамическое упражнение выполните по 5-7 раз, статические (удержание позы) – по 5-15 секунд. Чем старше ребёнок, тем больше повторений и времени уделяется одному упражнению. Средняя продолжительность артикуляционной гимнастики 15 минут.
Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приёма пищи.
Родители могут завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий можно делать заметки, на что обратить внимание в следующий раз.
Обязательно хвалите ребёнка за успехи, мотивируя на старание и усидчивость. Если ребёнок устал, сделайте перерыв, смените деятельность. Можно рассказать стишок, вспомнить песенку с движениями или сделать пальчиковую гимнастику. Также можно включать в комплекс артикуляционной гимнастики упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса.
Предлагаем вашему вниманию некоторые практические наработки учителя-логопеда - артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата.
Игры с различными звуками:
Цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся.
Развиваем артикуляционные мышцы :
Надуваем пузырь щёчками, лопаем ладошками.
Показываем язычок – дразнимся/язычок выглянул из ротика и спрятался обратно. Показываем зубы – «У кого есть зубки!»
«Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражание с повторами – полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поёт? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюёт? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Дыхательные игровые упражнения на запуск речи:
Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри. Задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых.
Показываем «ветерок» - дуем друг на друга.
Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки и дуем на них. Сдуваем с поверхности пёрышки, ватку.