Зоя Анатольевна Коноводова
Арт-терапия для развития детей-инвалидов
Арт-терапия – это :
знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности;
создание позитивного самовосприятия;
обучение выражению своих чувств и эмоций;
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Публикация «Арт-терапия для развития детей-инвалидов» размещена в разделах
Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Виды арт – терапии:
Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;
Цветотерапия - это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.
Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;
Терапия водой. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией;
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование. Приемы и техники рисования подбираются с учетом возможностей ребенка-инвалида.
Техники для работы с детьми с ОВЗ:
Техника каракулей (рисунок по кругу) : каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша, снимают мышечное напряжение.
Техника «Волшебный клубок». Для работы необходимы клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Эта техника развивает воображение и фантазию, подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть.
Техника «Коллаж» - композиция из различных материалов на определенную тему (картинки из газет и журналов, дорисовка недостающих изображений карандашами, красками и др.).
Приемы арт-терапии (рисования) :
Рисование ладошками, пальцами
Рисование предметами окружающего мира
Рисование мятой бумагой, губками, палочками, нитками, зубными щетками, пробками и т. д.
Рисование по мокрому листу
Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и
- продуктами и т. д.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании усиления интереса ребенка к результатам собственного творчества, снижении агрессивности, гиперактивности. Арт-терапия может быть применена для развития навыков общения и является одним из инструментов повышения самооценки ребенка и укрепления уверенности в себе, способствует укреплению психического здоровья детей.
Примеры упражнений:
- Упражнение «Рисуем настроение»
Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т. д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное и т. д.
- Рисование нерабочей рукой.
Рисование нерабочей рукой или вообще ногой, часто появляется у ребенка что-то новое в чувствах, то ли вскрываются прошлые давно скрытые страхи, то ли возникают новые образы, зовущие к будущему.
- Упражнение «Радуга»
Детям рассказывается о последовательности цветов радуги. На большом листе ватмана они по очереди каждый рисует одну полоску радуги. Когда все дети нарисуют по полоске рисунок можно украсить цветами, деревьями, птицами и т. д.
- «Рисование на воде»
Акварисование – это технология рисования по поверхности воды. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или специальной палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов. Дети воспринимают сам процесс рисования по воде как настоящее волшебство. Когда же их творение отпечатывается на бумаге, оставляя при этом воду кристально чистой, детский восторг не поддается описанию! Акварисование помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект.
- «Рисование пальцами»
Рисование пальцами – это разрешенная игра с «грязью». Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает, или не считает возможным нарушать правила. Сам процесс рисования пальцами часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не похоже на предыдущее. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т. д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. «Игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
- «Рисование клубком»
Данная техника может использоваться для повышения самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности, диагностика. В ходе работы размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию, после чего проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
— какие буквы ты здесь видишь;
- какие фигуры ты здесь видишь;
- —можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры;
— какое блюдо здесь нарисовано;
— что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события.
В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.
- «Ниткография»
Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.
Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т. п.
- Упражнение «Чернильные пятна и бабочки»
Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.
- Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»
А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
развивает и усиливает внимание к чувствам;
усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка. Скромность, конечно, хорошее дело, но не тогда, когда речь идет об арттерапии. Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, пусть даже оно еще не очень замысловато, но расскажите о творческой удаче родственникам, вывесите наиболее удачные рисунки на видном месте и обязательно показывайте гостям. Пусть ребенок радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Только тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и очень поможет ему в его будущей, может быть, не очень легкой жизни.