Елена Мамкеева
Арт-терапевтическое упражнение «Подарок страху»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: символическая трансформация переживаний и чувства страха в проявление позитивных эмоций по отношению к негативному чувству, снижение эмоционального напряжения
Направления: изо-терапия, мандалотерапия, сказкотерапия
Возраст клиента: от 5 лет
Время: 15-40 минут
Материалы: чистые листы бумаги формата А4 (2 листа, лист бумаги формата А4 с нарисованным во весь лист кругом (мандалой, цветные карандаши либо пастельные мелки, уголь, ручка
Алгоритм:
1. Предварительная беседа, актуализирующая воспоминания клиента о том, что его пугает.
Публикация «Арт-терапевтическое упражнение „Подарок страху“» размещена в разделах
2. Клиенту предлагается лист бумаги и цветные карандаши либо пастельные мелки, уголь, чтобы он нарисовал свой страх.
3. По окончанию рисования просим рассказать, что клиент изобразил и придумать ему (страху) имя, таким образом, вербализовав его.
4. Далее предлагаем сочинить и запиcать сказку (с детьми сочиняем вместе, направляя ребёнка) по следующему алгоритму:
• Жил-был наш герой (имя героя…
• Однажды он встретил страх по имени (имя нарисованного страха…
• И тогда наш герой (имя героя) (что с ним случилось…
• С тех пор (имя героя) (что он чувствовал…
• И вот как-то раз (имя героя) встретил (мудреца/фею/волшебника/старца) по имени, который подсказал ему, что нужно подарить страху подарок.
• Тогда (имя героя) придумал подарить страху (что…
• Раздобыл он этот подарок (как и где…
• И пошел (имя героя) к страху (как он шёл? Описать его путь…
• Встретился со страхом (имя страха) и говорит ему…
• Подарил подарок, а страх (как отреагировал страх? Что стало со страхом…
• Теперь страх зовут (правое имя страха).
• И с тех пор наш герой и страх (что они делают? Что они чувствуют) …
5. После завершения сочинения сказки клиенту предлагается прочитать сказку и нарисовать страх после того, как герой подарил ему подарок, сам подарок, а рядом героя (рисуем на подготовленном листе формата А4 с кругом-мандалой — эффект безопасного пространства).
6. Просим придумать название этому рисунку.
7. Анализ. Обращается внимание на то, что клиент нарисовал в начале, что во второй части техники, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. Изменились ли цвета, каким стал страх, размер, расстояние относительно героя и подарка.
Вопросы:
• Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее. Как его зовут?
• Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
• Какой этот страх сейчас?
• Какие ощущения у тебя возникали, когда герой дарил подарок страху?
• Изменилось ли твоё отношение к страху после того, как герой подарил ему подарок?
Данная техника помогает познакомиться со своим страхом, понять какой он, что с ним можно контактировать и при этом жить спокойно.