Алла Александрова
Арт-методы и квест-технология как интегративный подход в формировании психологической готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-методы и квест-технология как интегративный подход в формировании психологической готовности к школе
Формирование психологической готовности к школе включает в себя мотивационную, социально-личностную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность. От того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Квест-технологии. Консультации для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Актуально значимым и востребованным в настоящее время является разработка образовательных программ, поиск методов, направленных на формирование психологической готовности каждого ребенка.
В нашем детском саду реализуется Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Кораблик дружбы», для детей старшего дошкольного возраста. Реализация Программы дает возможность формирования психологической готовности к школе через реализацию интегративного подхода, который предполагает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности, с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Целью программы является формирование психологической готовности к школе средствами арт-методов, квест-технологии.
Задачи программы:
1. Развивать творческий потенциал.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Развивать познавательные процессы.
4. Способствовать расширению эмоционального опыта.
5. Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
6. Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
Интегративный подход позволяет развивать в единстве: творческий потенциал детей, речевую, познавательную, физическую активность, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Для реализации поставленной цели и задач программы мы используем:
1. Арт-методы: правополушарное рисование, песочную терапию, способствующие развитию эмоций, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи.
Применение арт-методов способствуют созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
С помощью арт-методов, развиваются высшие формы регуляции деятельности - планирование, коррекция, контроль, которые необходимы для обучения в школе. Развивается воображение, восприятие, пространственные представления, внимание, память, а также развиваются коммуникативные навыки и снижается проявление негативных особенностей поведения.
Темы наших занятий в правополушарном рисовании: «Поздняя осень»
«Зимний пейзаж», «Совушки на ветке», «Лисёнок»
«Жирафы»
«Весенняя ветка», «Весенние цветы» и другие.
Темы занятий с применением песочной терапии: «Как гномик ёлочку искал», «Учимся дружить», «Морская жизнь». Во время игр с песком, дети общаются с педагогом и другими детьми, благодаря чему у них развивается потребность в общении, умение устанавливать контакт с партнером, проявлять активность, например, чтобы попросить тот или иной инструмент для песка или игрушку, диалогические умения, дети овладевают вербальными и невербальными способами выражения своих мыслей и чувств.
2. Технология квест-игры направлена на развитие самостоятельности, активности, инициативности, умения общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Темы квест-игр: «Великая Русь»
«Дружба – это ты и я»
«В мире эмоций». В квест-игре дети объединены общей целью - найти клад, пройти испытания, узнать, что их ждет в конце пути.
При проведении заданий, которые ребятам нужно было выполнить по парам, или дождаться своей очереди, иногда возникали трудности, но, в процессе взаимодействия и при помощи взрослых, они находили оптимальные пути решения поставленных задач.
Во время проведения квеста, дети получают большой эмоциональный заряд, повышается познавательно-речевая активность, дети учатся вместе взаимодействовать и понимают, что от этого зависит итог игры, что приводит к сплочению детского коллектива, дети учатся понимать свои чувства и чувства других людей.
В начале нашей работы, при использовании арт-методов, а в частности правополушарного рисования, мы отметили, что многие дети боялись начать рисовать, испортить рисунок не той краской, лишней капелькой, капнувшей на лист, боялись, что рисунок не получится. Но в процессе систематических занятий страх прошел, у детей появилась уверенность в своих силах, эмоциональное раскрепощение. Детям очень нравятся их рисунки, каждый рисунок они после рисования сразу забирают домой.
Очень радует, когда у детей загораются глаза, светятся счастьем, что у них получилось, что они сами нарисовали!
Методические приемы, лежащие в основе работы с детьми и использующиеся в процессе занятий, обеспечивают достижение следующих результатов:
- развитие эмоциональной сферы и творческой активности;
- развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления,
воображения);
- развитие речи и коммуникативных навыков, навыков конструктивного общения;
- повышение уверенности в себе, снижение тревожности, агрессивности.
- смягчение процесса коммуникации для застенчивых и слабо ориентированных на
сверстников детей;
- влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
- умение устанавливать контакт с ровесниками и педагогом;
- повышение мотивации к различным видам деятельности и обогащение новым опытом деятельности: арттерапия и квест-игры;
- выявление потенциальных художественных возможностей каждого ребенка.