Роман Ракалюк
Арсенал техники самбо в рамках проекта «Самбо в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ САМБО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Теоретические основы внедрения проекта «Самбо в школу»
Одной из приоритетных задач Российской Федерации является формирование нового поколения, обладающего знаниями и умениями, соответствующими современным требованиям, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины.
Публикация «Арсенал техники самбо в рамках проекта „Самбо в школу“» размещена в разделах
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «. Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»[2].
В системе образования вопросам физического воспитания уделяется большое внимание, что находит отражение в принятых нормативных правовых актах – «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»[4] и «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [3].
Проблема воспитания подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта является одной из приоритетных задач общества в системе спорта и образования.
Как указывает В. К. Бальсевич – в условиях развития технического прогресса, появления смартфонов, компьютеров и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, практика современной школы в течение ряда лет демонстрирует массовое снижение физической активности обучающихся, что приводит к ухудшению состояния здоровья, повышенному травматизму и, как следствие, низкому уровню физической работоспособности обучающихся [5, с. 46].
Данная тенденция довольно остро ставит вопрос о разработке новых форм и подходов в реализации программ общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, сохраняя при этом традиционные и культурные ценности.
В. Г. Волков отмечает, что активная деятельность является одним из условий существования как человека, так и личности. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам. Поэтому очень важно не только пробудить в человеке желание заботиться о своем здоровье, но и любить спорт, регулярно заниматься физическими упражнениями [6, с. 51].
По мнению Д. А. Завьялова, физическое воспитание в образовательной организации играет важную роль в реализации основной цели современного образования – формирование всесторонне образованной, физически развитой, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения[8, с. 47].
Актуальность воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности обусловлена неблагоприятными процессами в обществе, оказывающими негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности.
В 2015 году стартовал проект «Самбо в школу», как один из комплексных механизмов воспитания подрастающего поколения.
Он ориентирован не на подготовку спортсменов высокого уровня, а на воспитание детей, граждан нашей страны, опираясь на потенциал спортивного единоборства, созданного на основе национальных видов борьбы.
Проект предусматривает разработку и адаптацию современного программно-методического комплекса по физическому воспитанию на основе самбо, а также систему мер по формированию методического обеспечения, повышению квалификации педагогов, созданию необходимой инфраструктуры, реализации просветительско-патриотического воспитания.
Проект базируется на истории создания самбо, героизации наших соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания и позволит приобщить обучающихся к основам национальной культуры, формировать патриотические ценности, культуру здорового образа жизни, содействовать физическому развитию, готовить подрастающее поколение к защите Родины.
Самбо – единственный вид спорта, в котором при проведении всех соревнований, даже высокого международного уровня, участники и судьи пользуются русским языком. Это важно с точки зрения продвижения русского языка и русской культуры в России и за рубежом [14, с. 31].
Ведётся работа по разработке образовательного модуля по направлению развития вида спорта – самбо для просветительской и образовательной деятельности, пропаганды и продвижения национального вида спорта для иностранных граждан с помощью системы открытого образования.
Самбо является составной частью национальной культуры, в которую входят не только самые рациональные методики и техники борьбы, а прежде всего история побед нашего Отечества, искусство, культура и конечно же Великий русский язык. Это та ценность, которую мы обязаны сообща сберечь и передавать из поколения в поколение.
История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений.
Таким образом, представляется необходимым и логичным отметить, что в современной научной литературе физическому воспитанию посредством техники самбо уделяется значительное внимание.
1.2 Модель переподготовки учителей физической культуры для реализации проекта «Самбо в школе»
В рамках проекта нами предложена модель переподготовки педагогов физической культуры, способная популяризировать массовую физическую культуру, вид спорта самбо и привлекать людей к здоровому образу жизни.
Модель переподготовки педагогов физической культуры представляет собой цикл мероприятий, направленных на отбор и подготовку кандидатур, способных к организации и проведению уроков физической культуры с элементами самбо.
Следует отметить, что, переподготовка педагогов физической культуры представляет собой прохождение, краткосрочных программ и курсов.
Требования к ним предъявляются те же, как к специалисту - профессионалу в области самбо, прошедшему обучение в течение ряда лет.
Данное событие потребовало переподготовки педагогов физической культуры новой формации, способных популяризовать массовую физическую культуру и здоровый образ жизни через мероприятия Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу».
Решению данной проблемы может способствовать модель переподготовки педагогов физической культуры в условиях реализации Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу», направленная на переподготовку педагогов, которые могут внести существенный вклад в популяризацию массовой физической культуры и здорового образа жизни через мероприятия по самбо.
Непосредственное участие педагогов физической культуры в мероприятиях по самбо, позволит проверить их возможности, провести контроль их деятельности, для последующей коррекцией их переподготовки.
Цель проекта заключается в разработке, обосновании и реализации модели переподготовки педагогов физической культуры в условиях реализации Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу», на основе прохождения цикла мероприятий образовательного, воспитательного и практического характера, которые позволят педагогу физической культуры эффективно участвовать в подготовке, организации и проведении школьных мероприятий по самбо.
Задачи проекта:
- разработать и реализовать модель переподготовки педагога физической культуры;
- реализовать цикл мероприятий образовательного, воспитательного и практического характера, предусмотренных моделью переподготовки педагогов физической культуры, направленных на отбор, обучение и переподготовку;
- привлечь педагогов физической культуры, прошедших цикл мероприятий образовательного, воспитательного и практического характера к участию в мероприятиях по самбо;
- разработка требований эффективной деятельности педагогов физической культуры;
Модель переподготовки педагогов в условиях реализации Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу»
1. Разработка модели переподготовки педагогов в условиях реализации Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу»:
- описание условий и постановка задачи (формулировка цели и назначения модели, определение объектов, участвующих в процессе);
- разработка общей модели системы переподготовки педагогов физической культуры (формулировка показателя эффективности или критерия оптимизации);
- разработка алгоритма работы модели (разработка каждого отдельного блока, разработка общего алгоритма работы);
- реализация модели (запись алгоритмов каждого отдельного блока, комплексирование рабочих программ модели; решения многовариантных задач).
2. Мероприятия, направленные на отбор педагогов из общего числа кандидатур:
- собеседование (беседа, анкетирование, интервьюирование);
- использование психодиагностических методов (тестирование);
- наблюдение.
3. Мероприятия, направленные на переподготовку педагогов:
- собеседование с целью составления программы обучения;
- изучение примерной программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования;
- изучение по программно-методического комплекса по физическому воспитанию обучающихся 1–11 классов на основе самбо;
- изучение методических рекомендаций по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу» общеобразовательных организациях Российской Федерации;
- изучение методического пособия по самбо;
- мероприятия по переподготовке педагогов с кратким рассмотрением основных тем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по самбо;
4. Участие педагогов в мероприятиях по самбо:
- инструктаж педагогов перед организацией мероприятий по самбо (планирование, организация, функции педагогов, техника безопасности и др.);
- отбор педагогов по направлениям в рамках проводимого мероприятия по самбо;
- участие педагогов в организации мероприятий по самбо (координация участников: размещение, выведение на парад, работа с командами, помощь судьям др.);
- подведение итогов деятельности педагогов на прошедшем мероприятии по самбо (оценивание деятельности, подведение итогов мероприятия);
5. Цикл мероприятий направлен на оценку деятельности педагогов:
- сбор и анализ данных.
- внесение изменений в планы, методы работы, мероприятия.
Результаты реализации проекта (предполагаемые результаты).
По завершению реализации мероприятий, включенных в модель переподготовки педагогов физической культуры в условиях реализации Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу», педагог физической культуры должен знать:
- нормативно-правовые основы реализации Всероссийского
образовательного проекта «Самбо в школу»;
- основные технические действия борьбы самбо;
- порядок организации и проведения уроков физической культуры с элементами самбо;
- порядок подготовки площадок для проведения уроков физической культуры с элементами самбо;
- организацию работы с родителями обучающихся;
- оказание помощи в судействе мероприятий по самбо;
- владеть технологией организации работы по внедрению Всероссийского образовательного проекта «Самбо в школу».
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРСЕНАЛА ТЕХНИКИ САМБО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Цели, задачи и методы использования самбо на уроках физической культуры
Самообороне без оружия обучают школьников вместо третьего часа физкультуры. Вводить уроки намерены постепенно по всей России. В нескольких регионах, в том числе в Краснодарском крае уже идут пилотные проекты «Самбо в школу», и поэтому предлагается методическая разработка, как правильно и эффективно научить детей самообороне, не получая травм на уроках физической культуры.
Юных спортсменов не будут учить болевым приемам и сложным броскам. Акцент сделают на базовых навыках самозащиты – умении вырваться из захвата или группироваться при падении.
Занятия самбо, как один из видов спортивных единоборств позволяют приобщить детей к занятиям спортом, в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и обороной деятельности.
Новизна данной разработки заключается в том, что в ней чётко прописаны требования к обучающимся по каждому году обучения от момента начала занятий до окончания обучения, и представляет целостный курс обучения борьбе самбо в условиях общеобразовательной школы.
Программа способствует повышению эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, способствует совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов, развивает формы включения детей в физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
Актуальность методической разработки в том, что программа даёт возможность помочь наиболее полно раскрыть способности каждого отдельно взятого ребёнка. Она способствует сохранению физического и психического здоровья учащегося, успешности, адаптации в обществе; формированию устойчивой привычки к систематическим занятиям; выявлению перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения в специализированных спортивных школах.
В процессе учебно-тренировочных занятий дети не только разучивают новый материал, но и закрепляют пройденный ранее. Также большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения ранее изученных движений и повышению работоспособности.
Занятия групповые. Проводятся: 1 час в неделю (3-й урок физической культуры).
Формы занятий:
— теоретическое;
— практическое;
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
— групповая;
— индивидуально-групповая.
Методы обучения:
— словесные (рассказ, объяснение);
— наглядные (показ приемов);
— практические (тренировка, самостоятельная работа).
К концу занятий по программе обучающиеся:
— будут знать правила проведения соревнований по самбо;
— приобретут знания об истории возникновения самбо;
— разовьют выносливость, координацию движений;
— разовьют силу;
— приобретут навыки борьбы;
— изучат простейшие акробатические элементы;
— изучат технику безопасного падения, приёмы самостраховки;
— овладеют правилами поведения в экстремальных ситуациях;
— будут владеть нормами спортивной этики и морали;
— приобретут чувство коллективизма;
— дисциплинированность, ответственность, честность станут нормой для юного спортсмена.
Формы подведения итогов занятий:
— соревнование
— сдача контрольных нормативов
Планирование уроков
Задачи:
1. Познакомить с историей самбо.
2. Привить интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
3. Ознакомить с правилами безопасности при проведении тренировок и привить необходимые на занятиях гигиенические навыки.
4. Развить простейшие двигательные навыки.
5. Обучить основам техники борьбы.
Ожидаемые результаты:
учащиеся будут знать:
— правила и основные термины, используемые в самбо;
— значение тактической подготовки борьбы;
учащиеся будут уметь:
— выполнять простейшие приёмы самостраховки;
— выполнять простейшие броски и приёмы борьбы в партере.
2.2. Содержание программы для проведения уроков самбо в школе
1. Вводное занятие
Теория: История и развитие самбо в России, правила безопасности при проведении тренировок, гигиенические требования. План работы на год. Техника безопасности на занятиях. Соблюдение формы одежды. Тест по технике безопасности.
Беседы по патриотическому воспитанию:
1. Выдающиеся спортсмены России.
2. Успехи российских борцов на международной арене.
3. Устремлённость к спортивным достижениям во имя Родины.
4. Россия – великая спортивная держава.
Простейшие акробатические элементы
Теория: Знакомство с простейшими акробатическими элементами: кувырок вперёд, кувырок назад, кувырок через плечо, кувырок через препятствие в длину и в высоту, кульбит, колесо, ходьба на руках.
Практика: Выполнение акробатических элементов: кувырки, подстраховка.
Техника самостраховки.
Теория: Изучение техники самостраховки. Падение вперёд. Падение назад. Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра, стоящего на коленях и предплечьях. Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра, стоящего на и четвереньках. Падение на спину и на бок, кувырком вперёд, держась за руку партнёра. Перекат через плечо.
Практика: Отработка приёмов самостраховки. Выполнение падений и перекатов. Работа в спарринге.
Техника борьбы в стойке
Теория: Изучение техники борьбы в стойке. Захваты. Выведение из равновесия. Передвижения. Броски: задняя подножка, передняя подножка, подсечка, задняя подножка с захватом ноги снаружи, бросок через бедро.
Практика: Отработка техники борьбы в стойке. Выполнение бросков и захватов. Отработка навыка выведения противника из равновесия.
Техника борьбы лёжа
Теория: Изучение техники борьбы лёжа. Перевороты. Удержания. Болевые приёмы: Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку, рычаг локтя с захватом руки между ногами, узел ногой от удержания сбоку, ущемление ахиллесова сухожилия.
Практика: отработка техники борьбы лёжа, работа в парах на удержание.
Простейшие способы самозащиты от захватов и обхватов
Теория: Простейшие способы защиты от захватов и обхватов. Изучение болевых точек.
Практика: Отработка способов защиты от захватов и обхватов. Освобождение от захватов за руки, за одежду. Освобождение от обхватов туловища спереди и сзади. Расслабляющие удары в болевые точки.
Зачётные упражнения.
Практика: Подвижные спортивные игры, эстафеты. Футбол. Баскетбол. Эстафеты с применением баскетбольного, набивного мячей, с элементами акробатики.
Итоговое занятие
Теория: Итоги года. Обсуждение результатов: удачи и неудачи.
Программный материал для практических занятий:
Обще подготовительные упражнения.
Строевые упражнения.
Строевые приемы:
— Выполнение команд.
— Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.
— Понятия: «строевая стойка», «стойка ноги врозь», «основная стойка», «интервал», «дистанция».
— Построение в колонну по одному (по два, по три, в одну шеренгу (две, три, четыре).
— Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из шеренги в колонну захождением отделений плечом.
— Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по диагонали, противоходом, змейкой, по кругу.
— Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от середины (вправо, влево).
— Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы, бега, прыжков.
Общеразвивающие упражнения.
— Упражнения для мышц и суставов туловища и шеи.
— Упражнения для мышц и суставов рук и ног.
— Упражнения с отягощением весом собственного тела для воспитания физических качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости.
Стретчинг.
Анатомические и физиологические особенности стретчинга. Ознакомление с зонами растяжения. Использование различных упражнений стретчинга для увеличения подвижности в суставах, предотвращения травм.
Упражнения с партнером.
— Упражнения в различных положениях: в стойке, в партере, лежа, на мосту и др.
— Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты, приседания, ходьба, бег, переползание, отжимание в упоре лежа, отжимание лежа на спине, в положении на «борцовском мосту».
— Упражнения с сопротивлением партнера: в положении стоя, в положении сидя, в положении лежа на спине, в положении лежа на животе.
— Упражнения для развития гибкости, силы с помощью партнера.
— Упражнения в положении на «борцовском мосту».
— Упражнения на гимнастической стенке.
— Упражнения с гимнастической палкой.
— Упражнения с мячом (набивным, теннисным и др.).
Общеподготовительные упражнения для ОФП.
— Упражнения с самбистским поясом (скакалкой).
— Прыжки с продвижением вперед и назад, влево и вправо — с подскоками и без подскоков, вращая скакалку вперед или назад. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед: по кругу, по восьмерке, по гимнастической скамейке или бревну. Продвижение вперед прыжками на одной ноге с горизонтальным вращением скакалки. Галоп с продвижением вперед, влево, вправо и вращением скакалки вперед и назад.
— Упражнения с партнером и в группе.
— Акробатика. Особенности обучения и совершенствование элементов акробатики и акробатических прыжков в условиях зала борьбы.
— Стойки.
— «Седы»: ноги вместе, ноги врозь, углом, согнув ноги, в группировке, на пятках.
— Упоры: присев; присев на правой, левую в сторону на носок; стоя; лежа; лежа на согнутых руках; лежа сзади; лежа сзади, согнув ноги; лежа правым боком; на коленях.
— Перекаты: вперед, назад, влево (вправо).
— Прыжки: прогибаясь, ноги врозь, согнув ноги.
— Кувырки: в группировке — вперед, назад; согнувшись — вперед, назад; назад перекатом; назад через стойку на руках; вперед прыжком (длинный); кувырок-полет.
— Осуществление страховки преподавателем при проведении занятий самбо в зале.
Специально-подготовительные упражнения для защиты от бросков (самостраховки).
Классификация падений самбиста по способу приземления или по частям тела, которые раньше всего соприкасаются с ковром (на руки, ноги, туловище, голову, по направлению движения падающего (вперед, назад, в сторону, по сложности и трудности выполнения (прямое, вращательное движение, высота полета, перекатом, прыжком, с партнером или без него).
Падение с опорой на руки, падение с опорой на ноги, падение с приземлением на колени, падение с приземлением на туловище, падение на спину, падение на живот, специально-подготовительные упражнения для бросков, упражнения для выведения из равновесия, упражнения для бросков захватом ног (ноги, упражнения для подножек, упражнения для подсечки, упражнения для зацепов, упражнения для бросков через спину, упражнения для бросков прогибом.
Нормативы: комплекс нормативов ВФСК ГТО, контрольные нормативы
Спорт зал, инвентарь: маты, резиновые мячи, гимнастическая стенка, скакалки, гантели, ПК, экран, проектор.
Специальная физическая подготовка включает в себя лекции, демонстрация технического действия, практическое занятие
Нормативы: комплекс упражнений ВФСК ГТО, включая норматив «Самооборона без оружия», упражнения в спарринге.
Выводы.
1. Включение в уроки физической культуры элементы борьбы «Самбо» оказывает позитивное влияние на динамику развития школьников, уверенность в своих силах и профилактику вредных привычек.
2. Оптимальный возрастной период и физические возможности позволяют школьникам заниматься борьбой «Самбо» на уроках по физической культуре.
Путем координации совместных усилий возможно решить эту проблему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целями и задачами работы в заключении отметим.
1. Организационно-правовые и методические особенности проекта «Самбо в школу» безусловно, базируются на новейших разработках отечественной научной школы, вместе с тем неразрывно связаны с традициями и культурой народов многонациональной Российской федерации. Законодательная база физического воспитания школьников на основе самбо оформлена и апробирована, результаты апробации изложены в ведущих научных изданиях.
2. Программный материал проанализированный в нашей работе отражает все современные запросы общества: развитие и популяризация национального вида спорта – самбо, воспитание национально - культурных ценностей и традиций, работу с детьми с нарушением состояния здоровья, физическую подготовленность обучающихся и подготовленность к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».
3. Выявленные особенности использования техники самбо на уроках в школе основываются на нижеследующем содержании. Специально-подготовительные упражнения самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком. Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.
4. Включение в уроки физической культуры элементы борьбы «Самбо» оказывает позитивное влияние на динамику развития школьников, уверенность в своих силах и профилактику вредных привычек.
5. Оптимальный возрастной период и физические возможности позволяют школьникам заниматься борьбой «Самбо» на уроках по физической культуре.