ольга михайловна жигалкина
Архитектурно-художественное конструирование в проектной деятельности детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели Багирова Илаха Расим кызы
Другова Ирина Дмитриевна
Старший воспитатель
Жигалкина Ольга Михайловна
Структурное подразделение «Почемучки»
МОУ ОШ № 59 Кировского района Волгограда
Социокультурное предметное пространство дошкольного образования включает в себя предметы и технологии, призванные всесторонне развивать ребенка-дошкольника. Одним из важнейших среди них для художественно-эстетического развития дошкольников является архитектурно-художественное конструирование.
Публикация «Архитектурно-художественное конструирование в проектной деятельности детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Проектное мышление и проектная деятельность - это процесс обобщенного и опосредованного познания окружающей действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Понятие «проектирование» связано не только с деятельностью художников, конструкторов, дизайнеров и других профессиональных проектировщиков, но и всех тех, кто стремится осуществить изменения в форме и содержании зданий, городов и других систем.
За последние годы в российской системе дошкольного образования появился опыт внедрения развивающих заданий, определяемых как проект. Отмечают, что в большинстве случаев результатом педагогической деятельности является создание ребенком собственного проекта на предложенную тему.
Под проектом в контексте дошкольного образования понимается результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Они дают ребенку возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность ребенка имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного практического результата и его публичного предъявления. Социокультурное содержание метода проектов проявляется в том, что он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо педагогической задачи.
Творческий проект представляет собой самостоятельно разработанный и изготовленный ребенком продукт от идеи до ее воплощения в материале, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем взрослого. Проектная деятельность в сфере дошкольного образования придает его содержанию глубокую эмоциональную окраску. В этом контексте проект приобретает не только художественно-эстетическую, но и социокультурную направленность и может называться макетом или даже арт- объектом (инсталляцией).
В условиях дошкольного учреждения выделяют три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную, каждая из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Так же выделяют и общие особенности основных видов проектной деятельности (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса /Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.) : - Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой-то предмет и нарисовал его, это не проблемная ситуация. А вот когда дошкольник хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к этому предмету. Представим, что ребенок решил построить из кубиков гараж для машины. Проблемная ситуация: гараж должен быть устойчивым, а машина — свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, потому что не происходит исследования пространства возможностей как такового (ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его). - Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Подготовка к празднику — это привычное мероприятие, технология организации и проведения которого подробно описана во многих программах. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только тогда, когда взрослый вместе с ребенком попытается понять, что этот день или это событие значит для каждого из них. (Как мы относимся к этому празднику? Почему мы его отмечаем? Какими способами мы выражаем свое отношение к нему). - Проектная деятельность имеет адресный характер, поскольку предполагает выражение ребенком своего отношения к происходящему.
Дошкольник всегда ищет адресата — человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Формирование и развитие проектного мышления детей дошкольного возраста происходит в процессе приобщения к творческому архитектурно - художественному конструированию (макетированию) — созданию сюжетных макетов, работа над которыми подразумевает прохождение всех этапов разработки творческого проекта. Макетирование представляет собой коллективную творческую деятельность детей. Разработкой творчески развивающих методик обучения конструированию применительно к разным ступеням образования занимались многие ученые, среди которых можно выделить программы В. Т. Кудрявцева, Л. А. Парамоновой, Л. В. Куцаковой.
У нас в структурном подразделении система художественного конструирования осуществляется на основе четырех способов:
- конструирование с опорой на образец (целостный готовый образец и образец с неполными характеристиками);
- конструирование по схеме и простейшему чертежу;
- конструирование по условиям;
- конструирование по замыслу.
Принцип построения системы развивающего архитектурно- художественного конструирования построен на применении обобщенных способов, при освоении которых, ребенок обучается способности видеть конструкцию, костяк поделки и подбирать способы ее конструирования, а также создавать на основе одного обобщенного способа множество разных моделей, то есть использовать его многофункционально.
Архитектурно-художественное конструирование представляет собой поле для формирования проектного мышления детей. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми дошкольниками как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
В подготовке игрового пространства, наши дети создают различные виды макетов:
- напольный (когда он состоит из крупных конструкционных объемов);
- настольный (когда его размер ограничивается размером стола или его части);
- подиумный (на специальных подставках-подиумах);
- настенный (в виде панорамы, то есть его задний план представляет собой картину, а передний - выступающие элементы);
- витринный (макеты в специальных стеклянных шкафах и полках). Организацию работы с детьми по архитектурно-художественному конструированию мы начинали с младшего возраста, с реализации вопросов: Как разнообразить игры малышей? Как сделать игрушки интересными и мобильными? Как привлечь родителей и малышей к изготовлению игрушек? В поисках ответов мы представили себе детский городок, где у каждого ребенка есть свой, непохожий на другие, домик, в котором он может побыть наедине с собой, помечтать, пообщаться с друзьями, заняться увлекательным делом. Так родился проект детского городка «Архитектурная мозаика». Правда, мечта сразу столкнулась с реальностью: построить домики можно, но где их хранить? Однако и эта проблема была решена - мы сделали разборные конструкции. Их сборка имеет и дополнительную развивающую функцию: собирать детали можно с помощью пуговиц, липучек, шнуровки и крючков. Начали мы с того, что предложили детям нарисовать домики своей мечты, исследовать и выбрать материал для их изготовления, придумать названия своим творениям. Педагоги и родители объединились в клубе «Волшебство в архитектуре». Сначала они трудились над созданием небольших макетов, а затем воплощали детские мечты в жизнь. Перспективный план по реализации проекта ««Архитектурная мозаика» (подготовительная к школе группа)
Сроки Работа с родителями Работа с детьми
Январь 1-я неделя Обзор-сообщение «Играем вместе с детьми» Дискуссия «Можно ли построить каждому свой домик?»
Январь 2-я неделя Родительское собрание «Значение игры в развитии личности детей». Сбор иллюстративного материала для альбома «Архитектура для глазами детей»
Целевая прогулка «Такие разные дома». Рисование «Мой дом»
Январь 3-я неделя Заседание родительского клуба «Волшебство в архитектуре» Конструирование : «Такие (выбор материала, обсуждение возможных способов крепления) разные дома», «Наша улица». Выставка детских рисунков «Дом моей мечты»
Январь 4-я неделя Работа родительского клуба «Волшебство в архитектуре» — изготовление малых макетов домов, разработка эскизов, распределение обязанностей Настольная игра — конструктор «Парад домиков» (малых макетов)
Февраль 1-я неделя Фотовыставка «Макет-шоу». Первые совместные игры
Февраль 2 -я неделя Стенд «Погода в доме» (рекомендации для родителей) Беседа «Как мы домик назовем?»
Февраль 3-4 недели Фотовыставка «Будни городка «Архитектурная мозаика» Обыгрывание детского картонного городка
Городок по достоинству оценили не только дети, но и взрослые. Каждый педагог нашел свой вариант его использования (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое развитие).
Игровые пособия — домики — мобильны, вариативны. Собирая конструкцию, дети закрепляют представления о геометрических формах и пропорциях, пространственных отношениях предметов. Они учатся исследовать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, находить соответствия, устанавливать порядок чисел, измерять. Совместное оборудование домиков учит их планированию и сотрудничеству. Они осваивают правила этикета, пробуют свои силы в качестве домовладельцев, артистов. «Общественные здания» — цирк, театр, школа, магазин — вводят детей в мир социальных отношений.
Все, что происходит в городке «Архитектурная мозаика», вызывает у детей радость, удивление, побуждает к поиску выхода из сложных ситуаций, развивает познавательный интерес и эмоциональную сферу Каждый день приносит ребятам новые открытия. Удачное воплощение замысла повышает их самооценку, помогает поверить в свои силы.
Вариативные формы использования картонного городка «Архитектурная мозаика»
Направления развития Содержание работы
Физическое развитие Подвижные игры «В свой домик беги!», «Прятки», «Бездомный заяц», «Бежим вокруг», «Кто быстрее?», «Краски», «Где звенит?», «Собери мячи» и т. п.
Социально-личностное развитие Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Театрализованные игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Строители», «Школа», «Ждем гостей», «Цирк приехал», «Дорога». «Чей домик», «Угадай по голосу», «Угадай по описанию» «Кукольный театр в окошке», театр игрушек, игры-драматизации, инсценировки по мотивам читаемых в группе произведений («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и др.)
Познавательно-речевое развитие Дидактические игры математического содержания: «Угадай, математических представлений сколько», «Какого домика не стало?», «Где больше?», «Волшебные фигуры», «Угадай, где», «Найди квадрат» и т. д., логические задачи.
Сюжетные игры математического содержания: «Магазин», «Банк»
Речевое развитие Словесные игры: «Угадай по описанию», «Опиши дом», «Из какой сказки», «Наоборот», «Скажи, как я», «Колыбельная», «Кто где?», «Потешки», «Тили-бом!», «Волшебные звуки», «Тихо — громко», «Магазин», «Скажи ласково», «Добавлялки» и т. п.
Развитие конструктивной деятельности Игровые задания, проблемные и поисковые ситуации: «Собери домик», «Чего не хватает?», «Дострой домик», «Башня», «Построим улицу», «Как соединить?» Ознакомление с природой Дидактические игры экологического содержания: «Ребятам о зверятах», «Что это за птица?», «Кто из домика поет». Проблемные ситуации: «Согреем зверят», «Как помочь растению?»
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество «Выставка картин», «Мы — художники», «Скопируй», «Нарисуй по точкам», «Украсим домик», «Ждем гостей», «Праздник» Музыка Музыкальные упражнения: «Кто в домике живет?», «Жмурки с мишкой», «Ходит Таня», «Куколка», «Чей домик?» и т. п. Хороводы: «Вокруг домика», «Пляска парами», «Чьи гости пришли» Игры с пением: «Заинька, выходи», «Веселая девочка Таня», «Кто поет?» Танцевально-игровое творчество: «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Кукла», «Праздник» и т. п.
Архитектурно-художественное конструирование является предпосылкой к формированию у ребенка способности «генерировать идеи» не только в конструкторской деятельности, но и за ее пределами. Именно в рамках конструирования опыт «генерирования идей» в разнообразных нестандартных ситуациях может быть частично осмыслен и осознан самим ребенком.
Специфика архитектурно-художественное конструирование позволяет ребенку оперативно, осязаемо и отчетливо выразить ход своих проб в предметном материале, визуализировать, сделать открытой наблюдению их порой скрытую логику, является чрезвычайно важным для его художественно-эстетического развития.