Кирьянова Татьяна
Планирование образовательной деятельности на апрель (третья неделя) (старшая группа для детей с ОНР (3)
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель — третья неделя. Волшебница вода. Рыбы. Звук Щ. Буква Щ. Звуки Ч-Щ. (старшая группа для детей с ОНР (3)
Апрель - третья неделя. Волшебница вода. Рыбы. Звук Щ. Буква Щ. Звуки Ч-Щ.
Новая лексика
Существительные: акула, дельфин, скат, рыба-меч, рыба-пила, золотая рыбка, гуппи, меченосец, скалярия, окунь, налим, ёрш, щука, карась, лягушка, черепаха, крокодил, голова, туловище, хвост, жабры, плавник, рот, глаза, чешуя аквариум, река, болото, море, океан, пруд, удочка, крючок.
Глагол: ползать, плавать, квакать, спасаться, охотиться, ловить, дышать, откладывать, жарить, варить.
Публикация «Планирование образовательной деятельности на апрель (третья неделя) (старшая группа для детей с ОНР (3)» размещена в разделах
- Весна. Планирование на весенний период
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование на апрель
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Прилагательные: речные: морские, речные, озёрные, аквариумные, хищные, болотные, подводный, глубоководный, зубастая, плоская, хищный, опасный, разнообразный.
Вид деятельности Содержание работы
Развитие моторных функций Развитие мелкой моторики
Эта рыбка строит дом, (Складывают ладони домиком.)Строит дом
На дне речном. (Приседают, ладони приближают к полу.
Нет у рыбки инструментов: Мотают головой (отрицательный жест)
Носит носом, роет ртом. (отводят руки в стороны.)
Раз! — глоток.
Два! — бросок.
Роет Колюшка песок. (Загибают поочерёдно пальиы сначала на правой, затем на левой руке.)
Рвёт подводные травинки,
Строит стены, потолок.
Чуть появится зевака —
Рвётся в драку, забияка:
Эй, зевака, без оглядки (Подносят ладони «рупором» ко рту.)
Удирай во все лопатки,
Удирай во все лопатки
Со строительной площадки!
В. Берестов
Речь с движением: Подвижная игра «Сом»
Перед началом игры выбирается «сом».
Эй, Сом! (Подносят ладони «рупором»ко рту.)
Эй, Сом!
Ше-вель-ни (Делают волнообразные движения кистями рук.)
Хвос-том!
А я тебя (Грозят указательным пальцем.)
Не боюсь!
Дай подергаю за ус! (Поочерёдно ударяют кулак о кулак, одна рука сверху, вторая снизу, затем поменять).
Ты — ленивый (Поочерёдно соединяют пальцы с большим в «колечки одновременно на обеих руках
Ты — проворный,
Ты — серебряный,
Ты — чёрный.
И не хлопай (Изображают ладонями раскрывающуюся пасть.)
Пастью зря,
Не поймаешь пескаря (Разбегаются в разные стороны сом их ловит).
И. Гамазкова
Артикуляционная гимнастика для сонорных.
Развитие / формирование фонематических функций Диалог
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала.
Здравствуй!
Здравствуй! Как дела?
На рыбалке я была. Я удила рыбака, Дядю Петю — чудака.
Где же твой рыбак? Попался?
Нет, ушёл хитрец, Сорвался
Е. Череповецкий Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Скороговорка
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
В озере — карп,
А в море — краб. Л. Улъяницкая
Был кашеваром кашалот,
А кашеедом — кит.
Но простудился кашалот,
Стал сильно кашлять он, и вот
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром — кит. И. Токмаков
В аквариуме у Харитона
Четыре рака и три тритона.
А. Левшин
Игра «Составь слово из слогов».
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались только слоги. Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.
ДУ-ЗА-МЕ — медуза
КУ-А-ЛА — акула
БА-РЫ — рыба
ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень
ФИН-ДЕЛЬ — дельфин
ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха
Придумай слово (со звуком Щ)
Отбери картинки со звуком Щ)
Определи место звука Щ в слове.
Хлопни – топни» (На звукЧ, хлопают, на звук Щ топают)
Ч,щ,ч,щ,щ,щ,ч,ч
Ща, ча,чо,чу, щу,щи чи
Щетка, чулок, щенок, часы, щит, чеснок.
4 лишний.
Чеснок, щенок, чулок, челка.
Щель, щит, черепаха, щука.
Развитие лексического строя речи
- рассказать детям о рыбах (морских, пресноводных, ак-вариумных);
- обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
- рассмотреть с детьми иллюстрации рыб;
-рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Игра «Какое слово не подходит?»
Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему. Например:
Скат, водоросли, акула, морской конёк. —Лишнее слово «водоросли», потому что оно называет растение, а все остальные слова — названия морских животных.
Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.
[[/b]Развитие грамматического строя речи
Игра «Сосчитай-ка»[/b]
Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Один скат, два ската, три ската. десять скатов.
Слова: кит, акула, медуза и т. п.
Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет.
Например:
Нет одной акулы, нет двух акул.
Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».
Например:
Я встретил одного кита, я встретил двух китов.
«Один – много»
Рыбка – рыбки, много рыбок.
Меченосец.
Окунь.
Ёрш.
Хвост.
Крючок.
«Какая рыба?»
Рыба из реки какая? Речная.
Рыба из моря….
Рыба из аквариума …
Рыба из озера….
Рыба из пруда….
Чья голова? Чей хвост?
Хвост щуки (Щучий, голова щуки (щучья) и т. д.
Назови ласково.
Окунь-…., щука-…. сом-….
Развитие связной речи Выучить наизусть:
ФОРЕЛЬ
Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я.
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье.
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, в речке!
Шотландский фольклор (пер. И. Токмаковой)
Текст для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем? Как маскируется морской конёк?
Игра «Загадай загадку»
Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.