Татьяна Фалилеева
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Наше чудо — хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Наше чудо - Хохлома» (аппликация)
Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи на тарелочке.
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с росписью на изделиях хохломы и ее историей;
- учить выделять элементы узора (листок, ягодка, завиток);
- развивать цветовое восприятие, творческое воображение;
- учить составлять композицию;
Публикация «Конспект НОД по аппликации в старшей группе „Наше чудо — хохлома“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- учить приемам вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
- развивать речевую активность.
Оборудование: изделия хохломской росписи, иллюстрации, клей, ножницы, кисти, цветная бумага, клеенки, салфетки, шаблоны, заготовки (тарелочки, из жёлтого картона). Аудиозапись.
Предварительная работа: рассматривание изделий, иллюстраций и беседа по хохломской росписи, выполнение элементов росписи.
Ход НОД:
(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).
- Посмотрите, дети, как красиво вокруг! А на столе стоит посуда не простая, а точно золотая! С яркими завиточками и ягодками и листочками. Называется она?
- Правильно, это хохломская роспись. А какое настроение она вызывает у вас? (Радостное, веселое, праздничное).
Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома!
- Почему роспись называется хохломской? Послушайте историю:
Хохлома – это маленькая деревушка. Жил один мастер на берегу реки Хохломки и делал посуду. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня нет такой посуды? Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе засверкали «золотом» чашки и ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».
- А что это за предметы перед вами? (Ковш, миски, ложки, поднос).
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева - липы и березы).
- Верно, сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. И чаша становится похожей на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. За тем натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник кистью рисует узор. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, нарядной, с красочным рисунком.
- Посмотрите, какие цвета вы видите на этой посуде? (Черный, красный, желтый или золотой, немного зеленого).
- Какие элементы хохломской росписи вы знаете? (завитки, травинки, ягодки, листики).
- Сегодня вы сами станете мастерами и создадите свое произведение искусства – украсите тарелочку в стиле хохломской росписи.
- А перед тем, как отправиться в мастерскую, мы немного отдохнем.
Физкультминутка:
К солнцу тянутся цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, только это не беда,
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.
А потом опять встают и по прежнему цветут.
(Дети проходят за столы).
- Давайте рассмотрим тарелочку с хохломской росписью. Что находится в центре? (Ягодки).
- Что расположено по краям? (Листики).
- Как нам получить сразу несколько ягодок и листиков? (Сложить бумагу несколько раз, обвести трафарет и вырезать).
- Назовите главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии).
- Как сделать, чтобы узор получился ритмичным, на одинаковом расстоянии? (Выложить вырезанные элементы на тарелочке, а потом приклеивать).
- Какое главное правило при работе с ножницами (напомнить технику безопасности, посадку за столом).
- А теперь давайте разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Наши красные цветы
(Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях).
Распускают лепестки.
(Медленно раскрывают пальцы).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Плавные движения кистями вправо-влево).
Наши красные цветы закрывают лепестки.
(Медленно закрыть пальцы в щепоть).
Тихо засыпают.
(Опустить кисти вниз, руки согнуты в локтях).
Головой качают.
(Качают кистями, руки согнуты в локтях).
Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь). Звучит спокойная музыка.
Анализ работ:
- Какие получились у вас замечательные работы. (Дети высказывают свое мнение, характеризуя качества своих изделий).
- Дети, вам понравилось быть хохломскими мастерами? Что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)