валентина андросова
Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Андросова Валентина Фроловна,
преподаватель изобразительной деятельности
начальная школа – детский сад ВДЦ «Орлёнок»
Цикл занятий
по аппликации из природных материалов
с детьми старшего дошкольного возраста
«Творческая лесная мастерская»
Публикация «Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста „Творческая лесная мастерская“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Поделки из природного материала
- Природный материал. Аппликации, картины
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Цель: Обобщение знаний детей об осенних явлениях, об изменениях в жизни животных, птиц и насекомых с наступлением осени.
1 занятие : Аппликация - «Осенний наряд» - пейзаж.
«Повязала осень пестрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела»
Т. А. Шорыгина
Задачи:
1. Учить детей через наблюдение осеннего пейзажа передавать настроение времени года, используя технику аппликации.
2. Закреплять умение видеть и изображать разные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, низкие и т. п., узнавать и называть их.
3. Формировать умение творчески передавать впечатления, полученные на прогулках осенью.
4. Развивать воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.
Средства:
• Обзорная беседа "Осень"- раннюю осень называют "золотой" - золотыми становятся травы, листья на деревьях. Стоят погожие солнечные деньки короткого "бабьего лета", деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
• Игровые моменты на тему «Какое дерево потеряло листок?», "Какие цвета в природе нас радуют осенью?"; приход сказочного персонажа, который приглашает детей в осеннюю лесную мастерскую.
• Наблюдение за своеобразием окраски, формы и размера листьев создание эмоционального настроя, интереса и желания выполнить пейзаж, используя сухие листочки, похожие на кроны деревьев.
Предшествующая работа:
• Беседы с детьми об осенних пейзажах : «Сказочный наряд леса», «Мелодия осеннего леса» и др. Наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулках, сравнивание крон разных деревьев.
• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок пробуем находить сходство листочка с кроной разных пород дерева.
• Рассматривание иллюстраций разных по форме деревьев и иллюстраций с изображением осенних пейзажей в картинах И. Левитана «Золотая осень» и И. Грабаря «Рябинка».
• Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок «Осень»).
Материалы :
Образец аппликации с изображением композиции – деревья, кустарники, облака - из сухих листочков; сухой природный материал для выполнения задания; половина альбомного листа для фона, клей, небольшой кусочек ткани, кисточка для клея.
Краткий ход занятия :
1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.
2. Беседа о том, что можно подарить другу или близкому человеку на праздник (игрушки, сладости, цветы или свои поделки).
3. Подготовительная работа к выполнению задания - показ и рассматривание образца аппликации — пейзажа ( методическая подсказка: обратить внимание, какие листики больше всего похожи на кроны таких деревьев как тополь, дуб, осина, березка и т. д., сравнить их по высоте и толщине).
4. Самостоятельное творческое выполнение детьми пейзажа - раскладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне, наклеиваем их поочередно, с дорисовкой (стволы деревьев) фломастером ( методическая подсказка: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги).
5. Итоговый этап занятия : выставка детских работ ( методическая подсказка: педагог отмечает наиболее удавшиеся работы; обращает внимание детей на то, какие разнообразные получились пейзажи, как они аккуратно выполнены и на прочность их крепления; делает вывод о том, что такой подарок будет приятно подарить).
2 занятие : аппликация - «Осенний букет в вазе» – натюрморт.
«Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с деревьев полетели»
В. А. Миронов
Задачи:
1. Учить детей, передавать впечатления, полученные в наблюдениях за цветами и листиками на прогулках.
2. Формировать у детей умения и навыки выполнения задания, используя технику аппликации.
3. Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу составляя из них композицию.
4. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание и усидчивость.
Средства:
• Беседа об осенних цветах и рассматривание иллюстраций разнообразных по своей форме композиций, букетов, составленных их осенних листочков. Рассматривание картинок с изображением осенних цветов.
• Беседа о натюрморте, как одном из жанров в искусстве.
• Игровой момент на тему "Какой цветок расцветает осенью?"; встреча лесного сказочного персонажа, который приглашает детей в волшебную творческую мастерскую.
• Наблюдение за своеобразием окраски, форм и размеров листьев для эмоционального настроя детей, пробуждения интереса и желания заниматься аппликацией.
Предшествующая работа:
• Собирание на прогулке листьев с разных деревьев, составление с ребятами букетов, а также совместное со взрослыми нахождение в очертании листьев сходства с цветами - это поможет детям придумать, что изобразить в натюрморте.
• Выявление и сравнение свойств засушенных листочков и вырезанных из бумаги для развития мышления детей, для получения знаний о том, что сухой природный материал «хрупкий» и «ломкий» и с ним надо обращаться бережно.
• Беседа о натюрморте, как о жанре в творчестве художников; рассматривание репродукции натюрморта И. Машкова (или других художников).
• Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок "Вальс цветов").
Материалы :
Образцы аппликаций с изображением композиций – осенний букет из сухих листочков; сухой природный материал для выполнения задания, половина альбомного листа для фона, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея, готовый, вырезанный трафарет для вазы.
Краткий ход занятия :
1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.
2. Беседа о том, что можно сделать для того, чтобы украсить свою комнату (цветами, игрушками, картинками, своими поделками и т. п.).
3. Подготовительная работа к выполнению задания - показ и рассматривание образцов аппликаций - натюрморт;
4. Из цветного картона по трафарету вырезание вазы, приклеивание её на альбомный лист;
5. Положить шаблон вазы на фон так, чтобы над ней можно было изобразить композицию.
6. Далее в этой вазе дети составляют композицию букета из подобранных листьев. ( Методическая подсказка: обратить внимание, какие листочки больше подходят для составления цветов ромашки, тюльпана, колокольчика и т. д., сравнить их по виду и форме; обратить внимание на то, листья каких пород деревьев выбраны для букета в композицию).
7. Самостоятельное творческое выполнение натюрморта - раскладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне, наклеиваем детали поочередно, так как они были разложены ( методическая подсказка: обратить внимание на правильность раскладывания детьми фрагментов задуманной композиции на листе бумаги, последовательность их наклеивания).
8. Итоговый этап занятия : выставка детских работ. Педагог отмечает наиболее удавшиеся работы, обращает внимание детей на то, какие разнообразные получились натюрморты, как они аккуратно выполнены и на прочность их крепления.
3 занятие : Аппликация - «Грибы для белочки» - коллаж
«Почему грибы на елке на сучках, висят верхом?
Не в корзине, не на полке, не во мху, не под листком –
У ствола и среди веток на сучки они надеты…
…Это Белкина кладовка, это Белкин летний сбор!
Булатов М.
Задачи:
1. Обучать детей технике составления коллажей.
2. Закреплять умение пользоваться ножницами и разрезать сухой листок по прямой линии, способствуя развитию мелкой моторики руки, точности движений и координации силы нажима.
3. Формировать у детей умение выполнять коллажи с использованием природных материалов, используя технику аппликации.
4. Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу, составляя из них композицию.
5. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.
Средства:
• Беседа о технике «коллаж» с использованием демонстрационного материала – иллюстраций и образцов детских работ.
• Игровой момент на тему, "Какие животные делают запасы осенью?"; встреча лесного персонажа - Белочки, которая приглашает детей в волшебный лес; знакомство с разными лесными жителями и с тем, кто и как готовит свои запасы к зиме.
• Просматривание видеороликов «Как жители леса готовятся к зиме?», иллюстраций различных сюжетов из жизни животных и птиц.
• Беседа с детьми о том, как разные звери в лесу готовятся к зиме.
Предшествующая работа:
• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок нахождение в природе очертаний предметов похожих на что-то: сучок похож на собачку, половина листика – на шапочку гриба, цветок - на бабочку и т. п., это поможет детям придумать при выполнении задания.
• Беседа о технике «коллаж» как о жанре в творчестве художников, рассматривание репродукций коллажей.
• Наблюдение за животными в представленных видеороликах.
• Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок на выбор преподавателя).
Материалы :
Иллюстрации и образцы детских работ в технике «коллаж»; игрушка белочка; половина альбомного листа для фона с выполненным рисунком травинок и листочков (способом напыления); трафареты с изображением листьев и веточек; гуашь, щеточка для напыления, ножницы, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея.
Краткий ход занятия :
1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.
2. Беседа о том, как можно помочь белочке и всем жителям леса сделать композицию в технике коллаж.
3. Подготовительная работа к выполнению задания -
4. показ и рассматривание образцов аппликаций - коллаж.
5. рассмотреть образец и фон, объяснить детям последовательность выполнения набрызга, обозначить части грибка (шляпка и ножка).
6. подобрать листочки для шляпки и ножки грибка.
обратить внимание на листики, какие породы деревьев подходят больше для композиции; (разрезать листок для шляпки пополам, чтобы грибок стал более красивым (демонстрирую прием разрезания листика); выкладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне).
• Предлагаю детям ответить, почему листочек нужно разрезать очень осторожно.
• Самостоятельное творческое выполнение коллажа - прошу детей помочь белочке пополнить ее запасы, наклеив грибы из сухих листиков.
• Наклеиваем детали поочередно, так как они были разложены.
• Методическое пояснение: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги и последовательное их наклеивание
• Отметить наиболее удавшиеся работы, обратить внимание на то, какие разные получились коллажи, отметить аккуратность выполнения композиций.
• Похвалить детей от имени белочки за грибы, которые они помогли ей собрать для нее и жителей леса.
• Обратить внимание на правильный подбор листьев по форме и цвету, аккуратное разрезание и наклеивание листочков.