Лилия Смирникова
Аннотация программы кружковой работы педагога-психолога «Волшебная сказка»
▼ Скачать
Аннотация программы кружковой работы педагога-психолога «Волшебная сказка»
Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов. Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Публикация «Аннотация программы кружковой работы педагога-психолога „Волшебная сказка“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Актуальность данной программы связано с тем, что в нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т. д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.
Цель - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются. Сказкотерапия направлена на помощь ребенку в достижении внутренней гармонии.
Задачи:
1. Развитие эмоционально - личностных и поведенческих проблем: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.
2. Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
3. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
4. Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных
Сроки реализации программы – учебный год.
Количество детей – 10 детей.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Аналитическая справка кружковой работы по результатам оценки
эффективности работы педагога- психолога
С 2020года с детьми проводится кружковая работа «Волшебная сказка». Психологическое направление, которого, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов».
В своей работе использую методику сказкотерапии, предложенной О. А. Шороховой. Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью.
Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, которые между собой логически связаны и осуществляются в комплексе.
№ п/п Направления деятельности Реализация направлений деятельности
1 Активность Удовлетворение потребности детей в эмоциональной разрядке; активизация образной лексики и положительных эмоциональных проявлений; самовыражение в активном действии
2 Самостоятельность Ориентировка в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов; поиск лучших способов самовыражения в речи и движении; обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве
3 Произвольность От полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
4 Эмоциональная устойчивость От эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5 Творчество От подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
6 Связная речь Творческие импровизации по сюжету; продолжение фраз взрослого; словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций; исполнение пантомимических этюдов, ритмизация сказочных образов
Формы и приёмы работы :
• Рассказывание сказки.
• Рисование сказки.
• Сказкотерапевтическая диагностика.
• Сочинение сказки.
• Изготовление кукол.
• Постановка сказки.
• Использование развивающих игр В. В. Воскобовича.
Примерная структура занятий:
1. Разминка;
2. Основное содержание занятия – изучение нового материала;
3. Физминутка, пальчиковая гимнастика - кинезиология;
4. Закрепление нового материала;
5. Ритуал прощания.
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком
• В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
• Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
• Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
• Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
• Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
• После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
o О чем сказка?
o Что запомнилось больше всего?
o Какие герои запомнились? Почему?
o Что случилось с тем или иным персонажем?
o Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
o Какие чувства, какое настроение после сказки?
o Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
o Случались ли у тебя похожие ситуации?
o Чему мы можем научиться у этой сказки?
o Как можно применить полученные знания в жизни?
Результаты оценки эффективности работы педагога- психолога
Для обследования детей были использованы методики, которые наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста:
№ Название теста Цель
1 Цветовой тест (М. Люшер) выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности;
2 .«Рисунок несуществующего животного» (М. 3. Друкаревич) выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов;
3 Тест «Автопортрет» изучение отношения к себе;
4 Графическая методика «Кактус» определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.
Результаты:
Цветовой тест Люшера
Высокий 20% нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7.
Средний 60% основные цвета были опущены до 7 позиции.
Низкий 20% незначительный уровень тревожности, что обозначает низкий уровень тревожности.
«Рисунок несуществующего животного» М. З. Друкаревич выявила:
Высокий 20% с нормальным психическим развитием
Средний 70% тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш.
Низкий 10% низкий уровень тревожности.
Тест «Нарисуй себя» :
Высокий 40%
Средний 20%
Низкий 10%
Методика "Кактус"
Агрессия 10%
Эгоцентризм, стремление к лидерству 30%
Неуверенность в себе 30%
Стремление к защите 20%
Наличие чувства одиночества 10%
Соотнеся показатели четырех методик исследования были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы : высокий уровень (В/У, средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У).
Высокий уровень набрано в четырех заданиях 3,5 – 4 балла. Средний уровень - 3 – 2 балла в четырех заданиях. Низкий 0 – 1 балл в четырех заданиях.
Соотнесение после 4-х методик показало:
Уровень тревожности
Высокий 30%
Средний 50%
Низкий 20%