Елизавета Мустафина
Психологические особенности и условия адаптации детей старшего возраста к школьной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности и условия адаптации детей старшего возраста к школьной образовательной организации
«». Аннотация к научноисследовательской статье Гельт Т. В.
Аннотация: Психологическая готовность ребенка к школе - это достаточный уровень психологического развития, необходимый для усвоения школьной программы. Это один из самых важных итогов психологического развития ребенка в дошкольный период его детства. Актуальность проблемы вызвана увеличением роли готовности ребёнка к школе. От того, насколько своевременно определенна психологическая готовность ребёнка к школе, зависит успешность обучения дошкольника в будущем, усвоение школьной программы, и его школьной адаптации.
Публикация «Психологические особенности и условия адаптации детей старшего возраста к школьной образовательной организации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Психология школьников
- Старшая группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: эмпирический метод, тест Тэммл, Дорки, Амен, тревожность, сказкотерапия, направленная визуализация
Цель статьи, доказать гипотезу, что уровень психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников изменится, если разработать и реализовать программу развития.
Данная научная статья посвящена подготовке дошкольников к обучению в школе для правильной и быстрой адаптации детей в учебном заведении, именно эта процедура, сегодня занимает одну из верхних позиций в развитии психологии.
Гельт Т. В., в своей статье для доказательства гипотезы и решения поставленных задач использовала следующие методы:
Теоретический метод: анализирование научной литературы, моделирование, обобщение.
Эмпирический метод, был проведен по методике: «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», разработанный Л. А. Ясюковой, тест Тэммл, Дорки, Амен. [5]
Мероприятия направленные на диагностику психологических особенностей каждого ребёнка не должны оттолкнуть от себя детей, а наоборот по большей части иметь игровой характер. Это поможет ребёнку не только показать особенности своего развития, но и в первую очередь даст возможность педагогу-психологу, верно, определить уровень психологических особенностей, на каком этапе развития находится каждый элемент психологического развития. Только квалифицированно подобранные методы и методики, с помощью математических и статистических сравнений и данных, смогут наметить пути коррекции для каждого ребёнка по мере необходимости. [3]
Для исследовательской работы в МБДОУ «Зернышко», были выбраны две группы детей дошкольного возраста.
В первой группе «Ромашка»- 24 ребенка в возрасте 6-7 лет, 13 мальчиков и 11 девочек.
Вторая группа «Вишенка»- 27 детей в возрасте 6-7 лет, 12 мальчиков и 15 девочек.
В первом исследовании, на опытно-экспериментальном этапе, исследовались компоненты эмоциональной и познавательной сферы детей обеих групп, с целью анализирования их интеллектуальной готовности к школе.
Диагностика проводилась по методике Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Первая ступень диагностики, состояла из группового тестирования по тесту Тэммл, Дорки, Амен.
Из результатов первичного исследования, была проведена работа, для выравнивания или сведения к минимуму проблем психологической готовности детей к школьному обучению. Была применена сказкотерапия и направленная визуализация. [6]
Вторая ступень диагностики, представляла собой индивидуальные занятия с каждым ребёнком.
Во время индивидуальных занятий, проводились тесты с уклоном на выявление объема зрительной, слуховой памяти, развития речи, уровень мышления, а также индивидуальных особенностей ребёнка.
Результат второй ступени диагностики, по тесту Тэммл, Дорки, Амен показал:
В группе «Ромашка» :
• (Зона II)- Слабый уровень тревожности изменился с 45% до 62%;
• (Зона III)- Нормальный уровень тревожности изменился с 33% до 20%
• (Зона IV)- А уровень тревожности больше нормы снизился с 20% до 16% процентов.
В группе «Вишенка» :
• (Зона II)- Слабый уровень тревожности изменился с 33% до 66% процентов;
• (Зона III)- Нормальный уровень тревожности изменился с 37% до 22%
• (Зона IV)- А уровень тревожности больше нормы снизился с 29% до 11% процентов.
Рис 1. Сравнение результатов диагностики, тест Тэммл, Дорки, Амен, по методике «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»,
«До» и «После» программы формирования у детей в группах «Ромашка» и «Вишенка»
Так, с помощью проведенных методов сказкотерапии и направленной визуализации, удалось добиться улучшения результата, по проведенной методике «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Произошли позитивные изменения развития эмоциональной сферы.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, мною была подтверждена гипотеза о том, что своевременное определение уровня подготовленности старших дошкольников к школе, может дать возможность подтянуть не успевающих детей, по каким либо параметрам психологического развития, и развить необходимые качества для их возраста для успешной школьной адаптации.
Список использованных источников
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для вузов. - М. : Академический Проект,2010.- 623с.
2. Авдеев М. С., Психология развития- М. : Финпресс, 2017. - 195с.
3. Башмаков И. Н., Возрастная психология : Учебное пособие // Системы личностных качеств. - 2016.- 15с.
4. Гельт Т. В., Психологическая адаптация первоклассников : Психология личности : учебник / Т. В. Гельт. - М. : ИНФРА - М, 2017. - 227с.
5. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. - СПб: ГУНПП ИМАТОН, 2014.- 190 с.