Воронова С А
Анималотерапия как метод работы с умственно-отсталыми детьми дошкольного возраста
Анималотерапия – метод работы с умственно-отсталыми детьми дошкольного возраста.
Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия (от английского animal – животное, созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Использование анималотерапии в работе с детьми не ставит целью вмешательство в жизненный сценарий, ее задача – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей с нарушенным интеллектом, обогащение социального адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими. В работе с такими детками анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции : сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно –ориентированными методами, для чего можно использовать широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные.
Публикация «Анималотерапия как метод работы с умственно-отсталыми детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Доказано, что взаимодействие с животными способствует успешному слиянию ребенка с социумом, формирует его компетентность, нормализует нервную систему, избавляет от страхов и агрессии, снимает тревожность и стресс, стимулирует межличностные отношения. Благодаря проявлению заботы о более слабом существе, ребенок чувствует, что становится значимым, что благополучно отражается на его самооценке. А доверие, которым награждает его животное делает ребенка ответственным. Часто животные заменяют детям друга : им доверяют печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. У детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих то есть «эмпатия», качество необходимое для успешного общения.
Особенностью анималотерапии является возможность расширение опыта невербального поведения. Животные не говорят, а издают звуки, это их своеобразная речь и дети различают в этих сигналах всевозможные формы обращения и выражения желаний и чувств. Дети улавливают настроение животного, так как оно всем видом : позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения дают ребенку опыт присоединения, расширяют репертуар эмоций: радость, грусть, обиду, злость они становятся понятны и узнаваемы
Известно, что анималотерапевтические сцены, игры и упражнения с использованием ролей, мягких игрушек животных и исценирование сказок о животных благотворно влияют на эмоционально-волевую и двигательные сферы ребенка, развивают мышление и воображение, стимулируют познавательный интерес к повадкам и к поведению в целом как животных, так и людей. Находя нечто общее в строении и поведении животных и человека, ребенок убеждается в том, что все живое требует питания, ухода, растет и развивается, Получая непосредственные знания, дети с нарушенным интеллектом учатся обобщать, сопоставлять и сравнивать, анализировать и синтезировать. Результаты чувственного опыта перерастают в суждения и абстрактные представления, формируя через познавательный интерес и любознательность, основы мировоззрения ребенка.