Шамсиева Зариет
Анализ развивающей предметно-пространственной среды средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 3 «Малыш» г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания
Анализ развивающей предметно-пространственной среды
средней «А» группы
Воспитатель:
ШамсиеваЗ. А.
2023 г.
Отчёт о создании развивающей предметно-пространственной среды
Публикация «Анализ развивающей предметно-пространственной среды средней группы» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
При создании развивающей предметно-пространственной среды своей группы я учитывала федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования к её созданию, а также рекомендации авторов программы «От рождения до школы» :
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
• содержательно-насыщенной,
• полифункциональной,
• трансформируемой,
• вариативной,
Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В организации предметно – пространственной развивающей среды чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Как театр начинается с вешалки, так и наша группа начинается с приёмной.
Здесь оформлен информационный уголок, где размещена информация для родителей: режим дня, задачи и содержание воспитательно – образовательной работы с детьми, организованная образовательная деятельность с детьми. Оперативная стендовая информация, наиболее востребованная родителями, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе такими, как праздники, родительские собрания, дни рождения воспитанников, тематические конкурсы, консультации. Эта информация постоянно мною обновляется. В специальную папку помещаются консультации для родителей, запланированные на год.
Имеется стенд творчества, где выставляются работы детей по изобразительной деятельности, аппликации, лепке.
Организуя РППС, я создавала условия для реализации содержания пяти образовательных областей основной образовательной программы через различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкально - театральная, двигательная. Размещение оборудования по игровым зонам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, и индивидуально.
Направление: Познавательное развитие.
Центр «Экологии» Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован уголок природы и экологии. Важным составляющим центра природы является календарь природы и погоды.
Здесь находятся комнатные растения:
1. фикус,
2. герань,
3. бегония,
4. хлорофитум.
5. спатифилиум.
6. зигакактус
7. аспидистра
8. драцена окаймленная.
9. фикус бенджамина
Раздаточный материал:
1. муляжи и картинки с изображением овощей,
2. фруктов,
3. коллекция камней,
4. муляжи насекомых.
5. «каштаны».(по количеству детей)
6. «орехи».(по количеству детей)
7. «шишки». (по количеству детей)
8. морской песок (желтый)
9. речной песок (серый)
Наглядно демонстрационный материал:
1.«Домашние животные и их детеныши»,
2.«Дикие животные и их детеныши»,
3.«Животные теплых стран и их детеныши»,
4.«Природа нашей страны»
5.«Птицы нашего двора»,
6.«Ягоды»,
7.«Насекомые»,
8.«Времена года»,
9.«Неживая природа»
10.«Деревья и кустарники наших широт»,
11.«Грибы»,
12.«Зимующие птицы»,
13.«Перелетные птицы»,
Изготовлены поделки из природного материала;
материал для организации экспериментирования:
1. стаканчики- 100шт,
2. зеркала- 2 шт,
3. лупы - 3шт,
4. воронки– 2шт,
5. ситечки- 4 шт,
6. трубочки - 50 шт,
7. песочные часы -1 шт,
8. фонарики: большой и маленький по -1 шт,
9. природный и бросовый материал разных материалов
10. ватные диски – 100 шт,
11. бумага разных сортов и цветов, плотности,
12. лейки -2 шт,
13. распылитель для цветов - 1 шт,
14. палочки для рыхления земли -10 шт.
15. клей карандаш – 3 шт.
16. ножницы – 4 шт,
17. фетр разных цветов,
Также имеются дидактические игры по темам:
1.«Времена года»,
2.«Отгадай-ка»,
3.«Собери цветы»,
4.«В саду, на поле, в огороде»,
5.«Животные и их детёныши»,
6. «Ребятам о зверятах»,
7.«Рост и развитие семян»,
8.«Предметы вокруг нас»,
9.«Кто где живее?»
10.«Лото: Мир животных».
11. «Мир вокруг нас» (открытки)
В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Наборы открыток позволяют детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
Центр «Математики»
В группе создан уголок «Математики»игротека, который имеет важные развивающие функции и решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном уголке располагаются нормативно — знаковый материал:
1. магнитная доска,
2. маркеры для магнитной доски (набор)– 2шт,
3. наборы карточек на сопоставление цифры и количества,
4. наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,
5. представлены, как различные виды мозаик, так и современные 6. пазлы.
7. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.
8. Имеется разный счетный материал от 1 до 10,
9. Материал для сравнения (длиннее - короче. шире - уже, выше – ниже, толще - тоньше).
Сенсорный уголок:
1.«Пирамиды» - 4 шт,
2.«СОРТЕР» - 2 шт,
3.«Лабиринт: Пираты» -1шт,
4.«Лабиринт - цветные бусы» -1шт,
5. Лабиринт –Части суток» -1шт,
6.«Мнемо- таблица» -1шт,
7.«Танграм» - 2шт,
8.«Домино»- 3 шт,
9.«Радуга» - 1шт
Дидактические и настольные игры:
1.«Геометрическое лото»,
2.«Собери цветок»,
3. «Собери бусы по последовательности»,
4.«Подбери дверцы к домику»,
5.«Чудесный мешок»,
6.«Утро – вечер, день - ночь»,
7.«Игровизор- насекомые»,
8.«Один - много»,
9.«Найди столько -же».
10.«Математическая пирамида» (деревянная)
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.
Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей РСО – Алании и города Моздока.
В данном уголке родного края:
художественная литература, оформлен альбом «Мой город».
Иллюстрации к былинам,
сказкам,
защитники отечества,
стихи,
пословицы
военной техники,
Генеалогическое древо»,
иллюстрации с изображением родов войск,
портреты былинных богатырей,
фотографии исторических памятников России и городов с изображением достопримечательностей России и РСО –Алании и их природных объектов,
репродукции картин для бесед с детьми,
литература для детей:
ВОВ,
защитники отечества,
Сказки былины,стихи, пословицы и поговорки,прибаутки народные и писателей РСО – Алании.
«Генеалогическое древо»,
«Сказки» ав. Созрыко Бритаев.
«Кому что»ав. Коста Хетагуров.
«Яблоко Нартов» ав. С. Бритаев.
«Маленький добрый цветок».
«Охота за турами» ав. Коста Хетагуров.
Наглядно демонстрационный материал:
Символика России.
Символика РСО – Алания и города Моздока.
Осетинская национальная одежда.
Осетинские писатели.
Осетинская утварь.
Русские народные костюмы.
«Строительный» (конструктивный) центр: В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за егопределами, это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
В данном уголке располагаются нормативно — знаковый материал:
1. Имеется картотека схем построек. -1шт,
2. Деревянный большой конструктор – 1шт,
3.«Лего» (большой и маленький) -1шт,
4.«Конструктор - юный строитель» (деревянный) -3шт.
5.«Конструктор - магнитный» -1шт,
6.«Развивающий конструктор - Собирайка»1шт,
7.«Напольный конструктор»,
8.«Мой мир детство».
Направление: Социально-личностное развитие.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД: иллюстрации и предметы, изображающие опасные ситуации,
Наглядно-дидактические пособия:
1.«Осторожно проезжая часть»,
2.«Можно - нельзя»,
3.«Я пешеход»,
Дидактические игры:
1.«Разрезные картинки - дорожные знаки»,
2. Пазл- «Машины специального назначения»,
3.«Картотека дидактических игр- ПДД»
Пособия:
1. Макет проезжей части,
2. макет светофора -2шт,
3. дорожные знаки,
4. жезл регулировщика,
5. фуражки- 4шт,
6. фартук для взрослого «светофор»,
7. фартук для ребенка «постовой»,
8. ковер- «Дорога»,
9.«Дорога» (деревянная) -1шт,
11.«Парковка»,
12. зебра на бумажной основе.
Различные виды транспорта,
Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Центр «Физическое воспитание» Также большой популярностью у детей моей группы пользуются спортивный уголок», которые способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Яркий веселый уголок физической культуры помогает создать условия для занятий физическими упражнениями в группе, стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью. Я стремлюсь воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью; укрепляю у детей мышцы нижних и верхних конечностей, провожу мероприятия по профилактике плоскостопия, простудных заболеваний, предупреждения скалиоза. Для этих целей имеется различное спортивное и специальное оборудование, купленное и изготовленное родителями и воспитателем.
Инвентарь по физической культуре:«Расскажите детям» - о зимних видах спорта, об олимпийских играх;
картотеки: утренней гимнастики,
бодрящей гимнастики,
подвижных игр,
физкультминуток;
плакаты строение человека;
схемы ОРУ;
иллюстрации: полезной и вредной пищи, о здоровом образе жизни, о правильной осанке;
закаливающие процедуры.
ОБЖ и правила поведения в спортзале и на площадке.
Оборудование:
1. Массажные коврики-3шт,
2. Шнуры длинные и короткие -10шт,
3. Кубики большие и маленькие по количеству детей.
4. Скакалки -5шт.
5. Кегли -12шт.
6. Кольцеброс -1шт.
7. Мешки с грузом -10шт.
8. Обручи -5шт.
9. Мячи большие - 6шт
10. Мячи маленькие -22шт
11. Атрибуты для подвижных игр.
12. Мячи - попрыгунчики -6шт.
13. Тарелки - 4шт.
14. Корзины для метания мечей -2шт.
Центре «Сюжетно – ролевых игр». И конечно же, при создании развивающего пространства в групповом помещении нами учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Формируя игровую среду, я учитывала социально – психологические и возрастные особенности детей, регулировала поло – ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества в группе мальчиков и девочек. Пространство для сюжетно – ролевой игры в нашей группе носит развернутый характер. В основе замысла детской игры у детей находится предмет, поэтому я каждый раз обновляю игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у них желание ставить и решать игровую задачу. Центр сюжетно – ролевой игры решает задачи: способствует возникновению игры, развивает умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, формировать коммуникативные навыки в игре, развивать подражательные и творческие способности, дети учатся использовать строительный материал в игре.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголках:
«Магазин».
1. Мебель -1шт.
2. Муляжи овощей и фруктов.
3. Резиновые игрушки.
4. Предметы из бросового материала.
5. Сумки- 2 шт.
6. Карзина -1шт.
7. Касса -1шт.
«Парикмахерская».
1. Фен -1шт.
2. Расческа -1шт.
3. Бигуди-4шт.
4. Заколки -4шт
5. Браслеты-2шт.
6. Ножницы -1шт.
«Больница».
1. Кушетка -1шт.
2. Стол -1шт.
3. Стул -1шт.
4. Айболит- игрушка -1шт.
5. Игровой набор «больница» -1шт
«Водитель»
1. Контейнер -1шт
2. Машины большие разных моделей и марок- 15шт
3. Маленькие машинки – 37шт
4. Рули – 2шт
5. Фартук «таксист» -1шт
6. Фартук ГАИ – 1шт
7. Свисток -2шт.
«Семья»
Мебель (кухня, два кресла, один диван, одна кроватка, один стол, две табуретки)
1. Посуда набор-1шт
2. Чайный сервиз -1шт
3. Хлебобулочные изделия -1шт.
4. Набор фаст фуд -1шт.
5. Микроволновка -1шт
6. Миксер -1шт
7. Куклы,
8. Игрушечные дикие и домашние животные,
9. Герои мультфильмов;
10. Наборы кухонной и чайной посуды -1шт,
11. Овощей и фруктов;
12. Кукольные коляски -1шт
13. Одежда для ряженья кукол
«Строитель»
1. Конструктор крупный.
2. Макеты домов- деревянный набор «Мой город».
3. Каски - 2шт
4. Строительные инструменты (набор) -2шт
5. Картотека схем построек.
«Почта»
1. Почтовый ящик -1шт
2. Сумка почтальона -1шт
3. Набор марок
4. Конверты большие и маленькие – 6шт
5. Открытки «Города России»
6. Посылки -2шт
7. Журналы по возрасту.
«Ателье»
1. Набор – маленькая швея- 1шт
2. Швейная машинка -1шт
3. Шаблоны одежды для шитья -9шт
4. Журналы «Рукодельница» -2шт
5. Контейнер для игрушек -1 шт
Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).
Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Направление: Художественно — эстетическое развитие
Центр «Творческая мастерская» Уголок изобразительной деятельности служит для развития эстетических чувств детей, художественного восприятия, помогает вызвать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности. Дети любят рисовать, лепить, клеить – заниматься практической деятельностью. Моей целью было – снабдить уголок всеми необходимыми материалами и оборудованием:
репродукции картин:
пейзаж,
сюжетная живопись,
портреты;
гуашь,
акварель,
восковые мелки,
пастель,
фломастеры,
цветные карандаши,
кисти разных размеров,
палитры для смешивания красок,
стаканчики для воды,
салфетки для кисточек,
подносы,
на которые ставятся стаканчики для воды,
вата для смачивания бумаги перед работой акварелью;
инвентарь для уборки рабочего места:
ведро для мусора,
тряпочки,
тазик.
Имеются предметы народных промыслов и быта,
наглядные пособия:
«Дымковские игрушки»,
«Гжель»,
«Хохлома» ,
«Филимоновская игрушка»
скульптуры малых форм.
Для лепки:
пластилин,
стеки,
досточки,
сопутствующий материал для оформления работ:
нитки,
пуговицы,
семена,
бусины,
веточки.
Для развития детей подобраны различные картинки,
рисунки с изображением поделок,
варианты оформления изделий,
схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок,
трафореты.
Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу.
«Музыкально — театрализованный» Музыкальное и театрализованное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать.
Для этого в группе созданы театрализованный и музыкальный уголки, которые помогают детям быть уверенными в себе, активными, инициативными. Я стараюсь знакомить детей с различными видами театра, для этого в группе имеется различные виды театров:
кукольный,
теневой,
настольный,
бибабо,
пальчиковый,
ширмы:
настольная ширма – 1шт
теневая – 1шт.
Рядом находится уголок ряженья.
одежда для ряженья :
костюм зайца -2шт
костюм лисы -1ш
костюм волка -1шт
костюм человека паука- 1шт
платки-3шт
фуражки -4шт
юбки -2шт
кофта - 2шт
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма,
имеются аудиозаписи сказок и магнитофон.
Музыкальные инструменты:
Бубны -3шт
Барабан -1шт,
металлафон – 1шт
погремушки – 16 шт.
деревянные ложки – 16 шт.
дудочки -3шт.
колокольчики -3шт
Музыкально-дидактические игры:
1.«Птицы и птенчики».
2. «Качели».
3. «Петушок. курочка, цыпленок».
4. «Сыграй, как я»
5. «Веселые дудочки».
6. «Кто как идет?»
Наглядно демонстрационный материал.
-картотеки музыкально-дидактических игр,
-хороводных игр,
-песен,
-динамических пауз,
- танцевальных движений.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги» В книжном уголке я учу своих воспитанников умению бережно обращаться с книгой, формирую навыки слушания, формирую и расширяю представление об окружающем.
У нас в уголке имеется стеллаж для книг:
книжки по программе,
любимые книжки детей,
книжки - малышки,
книжки – панорамы,
книжки – игрушки,
альбомы для рассматривания по темам и содержанию,
соответствующим возрасту.
Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому у нас много яркой, красочной и интересной литературы.
по развитию речи,
серии картин и иллюстраций,
установления последовательности событий,
наборы парных картинок на соотнесение,
разрезные сюжетные картинки,
картотека загадок по темам,
картотеки потешек,
чистоговорок,
скороговорок,
артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
Дидактические игры.
Сюжетные картинки.
Портреты писателей.
Иллюстрации к произведениям (разных авторов).
Пособия для развития мелкой моторики :
шнуровки,
пальчиковые игры.
вертушки,
ленточки для дыхательной гимнастики.
Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов.
Книги для детей по программе.
Вывод по РППС в ДОУ в средней «А» группе по ФГОС
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для развития детей, особенно их самостоятельной деятельности. Правильно организованная предметно пространственная среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать поступки и чувства окружающих. А именно это лежит в основе развивающего обучения.
РППС в моей группе дает возможности каждому ребенку самостоятельно создавать то пространство, в котором нуждается.
Я считаю РППС в моей группе соответствует требованиям ФГОС на 87%.