Светлана Лапшина
Анализ проведенной работы с детьми в мини-музее «А у нашей мамы руки золотые»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ проведенной работы с детьми в мини-музее
«А у нашей мамы руки золотые».
Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, который вобрал в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Стихи, потешки, колыбельные,народные сказки и игры – то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку стать творческой личностью. Народное искусство глубоко проникает в жизнь ребенка, формируя у него эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свою семью, свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Публикация «Анализ проведенной работы с детьми в мини-музее „А у нашей мамы руки золотые“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Для того чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое, историю и культуру своего народа и был создан мини-музей народно-прикладного творчества, сделанный руками родителей, который способствует развитию кругозора детей и их гражданско-патриотическому воспитанию.
Приводя детей в мини-музей, который расположен в группе и доступен для рассматривания, мы проводим экскурсии- путешествия в мир отдельных вещей и традиционного быта.
Работа по ознакомлению детей с предметами мини-музея происходит в разные режимные моменты.
На познавательном занятии по знакомству с народной игрушкой – Матрешкой, мы использовали вязанные ажурные салфетки, сделанные несколькими родителями группы. Рассматривали их, рассказывали детям где и зачем применяют салфетки. Учили сервировать стол, правильно произносить названия предметов, их форму.
При прочтении сказок «Три медведя», «Муха-цокотуха» и рассматривая иллюстрации к ним, уточняли, что с салфеткой стол был бы наряднее, знакомили со старинным предметом быта – самоваром. На другом занятии «Оденем куклу на прогулку» мы знакомили детей с другими предметами мини-музея – одеждой. Рассказывали об изменениях в природе, о смене одежды в холодное время года, о назначении теплых вязанных вещей (шапок, пальто, кофточек, шарфиков, штанишек, носочков, сделанных руками их родителей, трогали и рассматривали предметы. Целью этого занятия было обогащение словарного запаса, расширение кругозора, а так же вызвать гордость за умелые заботливые руки мам. И здесь мы использовали народный фольклор, потешки: «Как у нашего кота», «Наша Маша маленькая», песенки «Дует, дует ветер», «Листопад», с целью показать необходимость теплых вещей. Также знакомили детей с орудиями труда (спицы, крючок для вязания, показывали, как этими инструментами работают их мамы.
На занятиях, в утренние и вечерние часы продолжали знакомство детей с художественной литературой и развитию речи. Читали русские народные сказки «Козлята и волк» (где прослеживается забота мамы о детях, «Маша и медведь» (забота детей о старых людях, разучивали потешку «Вышла курочка гулять» (забота мамы о детях). Во всех этих и других художественных произведениях, предложенных детям, прослеживается нравственная сторона.
На занятиях по ИЗО тоже использовали для показа предметы мини-музея. Рисовали и лепили красивые тарелочки, украшали фартук Матрешки, шарфик для куклы, коврик Неваляшке, платочек Зайке (к р. н. сказке «Заюшкина избушка»). Для украшения рисунков брали элементы природы – листики, цветочки, пользуясь рисованием пальчиком, ватной палочкой, примакивание кисти к бумаге, способом «тычка»; подражая народным традициям, получая знания о природе родного края. Знакомили детей с другими видами народного творчества: выжигание по дереву («Цапля под деревом») и нарисованной картиной («Осень», с целью развития эстетического вкуса, привития любви к природе и народному творчеству.
Играли с детьми в настольные, дидактические и сюжетные игры: «Кто что делает?» (знакомство с профессиями, лото «Семья», «Овощи и фрукты», «Взрослые и дети», «Уложим куклу спать» (слушали и разучивали колыбельные, «Накормим, причешем, полечим кукол» используя предметы мини-музея, воспитывая заботливое отношение к игрушке, к вещам.
Играли в подвижные и спортивные игры «Каравай» (салфетка с караваем, «Кто быстрей принесет Ване лапоточек?» и другие.
Рассматривали альбомы-портфолио с фотографиями родителей детей нашей группы, тех, кто своими руками создавал для нас мини-музей.
Многие дети носят крестики, но пока еще не понимают для чего они. В дальнейшем планируем познакомить ребят с храмом в нашем городе, посредством рассматривания альбома «Мариинск старый и современный», поручить родителям сводить детей на экскурсию в мариинский храм, показать убранство, иконы, то, что окружает их в этом здании. Это необходимо для развития кругозора, приобщения к народным традициям и для близкого знакомства с иконами, непосредственно в мини-музее группы.
После проведения определенных занятий, информировали родителей о том, какие знания, умения и навыки вырабатывались у детей в ходе занятий. Просили закреплять полученные детьми знания и умения в д\ саду на примере других материалов, которые имеются в каждой семье. Рекомендовали подобрать литературу для разучивания с детьми потешек, стихов, чтения русских народных сказок – продолжать знакомить детей дома с другими предметами быта, рассказывать о них: для чего они служат, как называются, из каких материалов сделаны, кто их производит.
Приглашали родителей на встречу с детьми. Так мама Карины М. показала способ вышивания крестиком носового платочка дочке. Мама Матвея Ш. познакомила детей со спицами и крючком, со способами вязания носочков. Дети с интересом наблюдали за трудом взрослых. Мамы говорили о технике безопасности при работе с острыми предметами.
Также родители принимали участие в играх с детьми (настольных, дидактических, подвижных). Мама Тимоши А., Даши Ш., Ксюши Б. играли с ребятами, рассматривали предметы мини-музея, восхищались ими вместе с детьми.
Мы проводили опрос родителей, нужно ли создавать мини-музеи для детей в группе. Все единогласно согласились, что нужно, так как ребята только начинают познавать окружающий мир, изучать ближайшее окружение, то с чем они сталкиваются в жизни, но до конца не понимают откуда берутся эти вещи, кто их создает, для чего они служат, из какого материала сделаны. Давали рекомендации, консультации родителям по подбору предметов для мини-музея, как знакомить детей с предметами. Теперь планируем, с помощью родителей, сделать альбом с фотографиями предметов мини-музея.
В ходе всех мероприятий проводимых в детском саду в мини-музее у детей обогащался словарный запас, активизировалась речь, расширялся кругозор, приобретались навыки и умения у детей в одевании, кормлении, укладывании кукол спать, накрывать стол для угощения кукол, играть дружно вместе, рассматривать и беречь предметы в группе и дома. Бережно стали относиться к вещам, к книгам, игрушкам.
Мы считаем создание мини-музея в группе актуальным и необходимым для формирования эстетических чувств, нравственных качеств, для обогащения словаря, расширения кругозора, через знакомство с предметами быта и искусства.
Ценность народных традиций огромна, а утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.