Анастасия Николаевна
Анализ программ музыкального воспитания детей в детском саду
Программы дошкольных учреждений делятся на комплексные (основные) и парциальные. Комплексная (общеразвивающая) программа включает все основные направления развития ребёнка. Это физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое направления.
Также они содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности, конструированию и др.). Парциальная же программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
Публикация «Анализ программ музыкального воспитания детей в детском саду» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы развитие музыкальной культуры дошкольника. В зависимости от цели программы, каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.
Комплексная программа «Радуга» Т. Н. Дороновой для детей от 3 до 6 лет. Данная роль здесь отводится психическому развитию ребенка и его формированию, как личности. Программа содержит в себе все виды деятельности дошкольника, которые сравниваются с цветами радуги.
Например, голубой цвет изображает музыкальное и пластическое интонирование дошкольника для формирования певческих навыков, развития эмоциональной отзывчивости, накапливания музыкального материала.
Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. Основу программы составляет : развитие музыкальности, творческих способностей, логика становления музыкальных видов деятельности : игра на инструментах, слушание музыки, пение, движение, игра-драматизация.
В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами. Для успешной реализации программы предусмотрено три уровня оценки успешности: экспресс-оценка развития, педагогическая и психологическая диагностики.
В комплексной программе «Развитие» Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко содержатся три составляющие: движение, слово и музыка. Работа по данной программе направлена на развитие творческих способностей и невербального общения.
Комплексная программа «Из детства в отрочество» Т. Н. Дороновой направлена на создание таких условий, в которых ребенок хотел бы развиваться и совершенствоваться не только в ДОУ, но и в семье. Программа включает в себя два направления, с учетом возрастных особенностей детей, это: здоровье и развитие. Особенностью является взаимодействие педагога с родителями.
Программа «Камертон» Э. П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование, учитывающая возрастные особенности детей от рождения до семи лет. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки.
Особенностью программы является учет и анализ качества усвоения программы, благодаря которым педагог может откорректировать и по-новому организовать свою деятельность. В каждой возрастной группе выделены основные разделы: цель, задачи, рекомендации для родителей, почему и с какой целью выбран репертуар.
В содержание программы лежат актуальные на сегодняшнее время дидактические принципы. Автор спроектировал модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.
Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» предназначена для детей от 3 до 7 лет. Содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада.
В центре программы – развитие творческого слушания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, Развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новооскольцева. Ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности : музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Музыкальный материал, данный в программе, не обязателен для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Предлагается много интересных идей. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».
«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной рассчитана для работы с детьми от 3 до 9 лет. Главное в программе психическое раскрепощение ребенка с помощью музыкально-ритмических движений (развитие гибкости, ловкости, эмоционального отклика на музыку). Программа также направлена на совершенствование профессионального мастерства самого педагога. Целью программы Н. А. Ветлугиной является развитие у ребенка общей музыкальности через четыре вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. В разных возрастных группах решаются одни и те же задачи, только с каждым годом они усложняются. Главной задачей программы является овладение умениями и навыками в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.
Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан предназначена для детей от четырех до семи лет. Ее отличает то, что в основе лежит принцип интегрированного подхода, где музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и литературы.
Все же главным здесь будет являться музыка. Программа содержит, как репертуар классической музыки, так и фольклор. Также используются такие жанры, как опера и балет. Основной вид деятельности программы слушание музыки.
Целью программы «Гармония» Н. Б. Истоминой является общее музыкальное развитие детей через все основные виды музыкальной деятельности : слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах. Они объединены одной тематикой и взаимодополняют друг друга.
В основе программы Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» лежат идеи К. Орфа. Автор разработала продуктивные образовательные технологии в работе с дошкольниками: метод активизации творческих проявлений ребёнка (детское творчество, на которое направляет педагог, метод моделирования элементов музыкального языка, позволяющий показать и почувствовать ребёнку все особенности выразительных средств.
Программа «Красота. Радость. Творчество» авторов Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет, вышла в 2002 году. В программе авторы старались передать через красоту окружающего мира, как эмоционально может откликнуться ребенок, формирование у него чувства радости и восхищения.
Проанализировав комплексные и парциальные программы по музыкальному образованию дошкольников, удалось выяснить, что в дошкольном образовании существуют особые условия проведения досуговых мероприятий и развлечений, связанные с различными возможностями детей, разным уровнем личностного и музыкального развития. В каждой программе отражена концепция, раскрывающая основные идеи, подходы, принципы, методы музыкального образования дошкольника; спроектированы основные виды музыкальной деятельности ребенка, педагогические технологии.