Бунакова Елена
Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории участка. С целью эффективной организации развивающей среды группы и прогулочного участка использую разработанные сотрудниками федерального института развития образования методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также следую основным принципам, предъявляемым ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (принципы на экране).
Публикация «Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Считаю важным уметь анализировать организацию РППС в соответствии с ФГОС. Во-первых, систематический и целенаправленный анализ позволяет своевременно принять решение по внесению каких-либо изменений. Во-вторых, во время анализа наглядно видны все слабые и сильные стороны. В-третьих, результаты, полученные во время анализа мотивируют к изучению и внедрению нетрадиционных методик, инновационных технологий, поиску новых идей.
Провести анализ организации РППС мне помогает заполнение аттестационного критерия №1 «Эффективность образовательной деятельности педагога по реализации программ дошкольного образования», показателя № 2. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе».
При пояснении данного критерия, кратко описываю содержание РППС в групповом помещении, на прогулочном участке, учитывая реализацию применения принципов ФГОС.
Отразить насыщенность помогает заполнение примерной таблицы, где кратко перечисляю наработанный материал за последние три года, тем самым демонстрирую положительную динамику насыщенности с каждым годом (пример таблицы на экране). Далее анализируя таблицу, прихожу к следующим выводам: насыщенность среды организована так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор. Ежегодно пополняю развивающую среду различным наглядным материалом и пособиями. В группе организовала центры активности на основе интеграции видов деятельности детей. Их оснащение меняю в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, значимыми событиями, праздниками, мероприятиями, временем года. Всё оборудование в группе размещено по центрам развития, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Переходя к принципу трансформируемости, в первую очередь анализирую условия для создания новых игровых зон и преобразование имеющихся в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровые центры не имеют определённых границ, один игровой уголок по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой. Наличие в группе ширм, перегородок, их передвижение позволяет оптимально использовать и трансформировать групповое помещение. Например, переносной ширмой, дети могут отгородить комнату для сюжетно-ролевой игры, например «Больница». Ширма может использоваться как уголок уединения. За ширмой, ребёнок может полистать любимую книжку, альбом, нарисовать подарок для мамы или просто отдохнуть от детского коллектива, отгораживаясь от общего пространства, создав свой собственный мирок. Пространство уголка уединения трансформируется детьми в какую-либо сюжетно-ролевую игру (н-р, театр, концерт, с/р. игра «Семья», «Больница»). Использование мягких красочных модулей помогает трансформировать пространство. А полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации, (например, те же мягкие модули могут быть и строительным материалом, и мягкой мебелью. Природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, как в исследовательской деятельности, так и в художественном творчестве, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Дошкольники любят использовать предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх, например, цветная мозаика часто оказывается в игрушечной кастрюльке. Например, жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор, кольца могут быть в качестве руля, бутылочка из - под шампуня – в микрофон и в гантели. В игровой зоне присутствует, не закрепленное жёстким способом, оборудование для сюжетно - ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», которые мы периодически переставляем. В группе есть переносной мольберт, он многофункционален. Используется детьми, как в свободное время, так и во время занятий. Развивающая среда группы является вариативной, т. е. позволяет создать различные пространства для игры, конструирования, уединения, изобразительной деятельностью и т. д., использовать разнообразный игровой материал, оборудование, обеспечивающий свободный выбор детей. Сменяемость игрового материала, появление новых предметов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. При организации развивающей среды учла принцип доступности. В групповом помещении для детей свободный доступ ко всем центрам, всё находится на уровне глаз дошкольников. Уделяю внимание созданию условий, обеспечивающих комфортность группы и ее безопасность. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Игры и игрушки сделаны из легких, безопасных для здоровья материалов. Слежу за внешним состоянием и чистотой игрушек. Сломанные игрушки немедленно убираю. Вся мебель в группе с закругленными углами, полки, стеллажи, кабинки и т. д. закреплены к стене.
Считаю, что на развитие дошкольников влияет все окружающее пространство, руководствуясь этим, занимаюсь оформлением и озеленением прогулочного участка и территории детского сада. Ежегодно меняю стиль участка, использую фигуры любимых героев сказок, мультфильмов. Использую разнообразные материалы: спилы деревьев, фанеру, цемент и т. д. Например, к летнему периоду для детей старшего дошкольного возраста оформила участок в русско-народном стиле: совместно с родителями воспитанником расписали веранду, забор, изготовили колодец, на веранде организовали музей «Русская изба». В преддверии праздника Новый год создала сказочную атмосферу на прогулочном участке: веранду оформила снежинками из потолочных плиток, из пенопласта вырезала героев сказки «Холодное сердце», деревья украсила разноцветными льдинками и флажками.
Важным показателем во время анализа РППС. На мой взгляд, является наличие призовых мест в конкурсах различного уровня, по созданию и организации развивающей предметно – пространственной среды в групповом помещении и на прогулочном участке. Регулярно занимаю призовые места в конкурсах, организованных в образовательной организации.
Совместно с коллегами участвую в озеленении и благоустройстве территории Учреждения, благодаря чему в городском конкурсе «Городские цветы» детский сад ежегодно занимает призовые места. Подводя итог, хочется сказать, что систематический и целенаправленный анализ позволяет организовать развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, созданная среда вызывает у детей и родителей эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.