Ирина Борисенкова
Анализ нервно-психического развития детей в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для определения уровня нервно — психического развития детей раннего дошкольного возраста было проведено диагностирование в соответствии с методикой, предложенной К. Л. Печорой. Диагностирование проводится два раза: в начале года и в конце учебного года. По итогам диагностирования были заполнены сводные таблицы уровня нервно — психического развития детей. Анализ полученных результатов позволяет сформулировать ряд выводов.
1. Активная речь.
Публикация «Анализ нервно-психического развития детей в первой младшей группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На начало учебного года у 9 детей прослеживалось отставание как небольшое (Платон Б., Артем Б., Максим Д., Максим Д., Миша С., Андрей Т., Катя Т., Лиза Х., Миша С.). Прежде всего это выражалось в том, что дети объяснялись односложными фразами, в речи практически не пользовались прилагательными и наречиями, наблюдалось нечеткое звукопроизношение. С этими детьми помимо занятий по развитию речи проводилась индивидуальная работа в форме бесед по картинкам, словесных игр, заданий по составлению рассказов по картинкам или из личного опыта. У остальных детей показатели активной речи соответствовали возрастной норме.
На конец учебного года только 4 детей отставали по данному параметру (Максим Д., Миша С., Андрей Т., Лиза Х.). У остальных детей показатели соответствуют возрасту.
2. Сенсорное развитие.
Говоря о сенсорном развитии, следует отметить что на начало учебного года у 9 детей (Артем Б., Марк М., Агата М., Никита П., Миша С., Андрей Т., Лиза Х., Миша С., Диана Ш.) отмечалось небольшое отставание, дети знали, но путали цвета. А 9 детей (Артем Б., Максим Д., Марк М., Анисья Н., Никита П., Дима Р., Лера С., Катя Т., Лиза Х.) имели очень поверхностные представления о форме предметов и их названий, не смогли с первого раза подобрать предметы по форме, соответствующей отверстию (дидактический кораблик, занимательная коробочка, чудесный мешочек и др.). Остальные дети в начале года знали 3 -4 цвета (красный, синий, зеленый, желтый, безошибочно подбирали предметы на заданную форму, цвет, правильно называли предметы круглой формы и т. д. Проводились и проводятся индивидуальная работа и занятия. В течение учебного года с детьми проводились занятия и игры, которые дали положительный результат.
К концу учебного года только 2 детей путали название цветов (Миша Ст., Лиза Х.)У 1 воспитанника (Лиза Х.) наблюдаются легкие затруднения при освоении формы, чаще всего эти затруднения касаются запоминания названия формы, а также нахождения предметов в группе, на улице по заданной форме.
В целом нужно отметить, что дети к концу учебного года знают все основные цвета и 3-4 формы. Однако в следующем году предстоит закрепить полученные знания и умения.
3. Игровая деятельность.
По показателям игровой деятельности отстающих и опережающих детей нет. И в начале, и в конце учебного года полученные результаты свидетельствуют о соответствии уровня сформированности игровых умений возрастной норме. Тем не менее отмечается положительная динамика. Увеличилась продолжительность игрового процесса, расширился запас игровых сюжетов («семья», «шоферы», «строители», могут пользоваться предметами — заменителями в определенной ситуации. Дети стали более самостоятельными при подборе необходимых атрибутов, более чуткими и внимательными друг к другу в процессе игры. Также изменения можно проследить и в подвижных, строительно – конструктивных, дидактических играх.
4. Двигательная активность.
На начало учебного года у 5-х детей прослеживалось отставание в овладении основными видами движений (Марк М., Соня М., Никита П., Миша С., Лиза Х.) данное отставание проявлялось в неумении перешагивать предметы, метании на дальность, ловли мяча. Проводилась дополнительная работа вне занятий, на прогулках.
К концу учебного года дети догнали своих сверстников по данному параметру. Только у 4 детей (Полина Н., Миша С., Миша С., Лиза Х.) небольшие остались затруднения. Работа будет проводиться и в дальнейшем.
5. Развитие культурно - гигиенических навыков.
На начало учебного года у 8 детей наблюдалось отставание в развитии культурно-гигиенических навыков. Это выражалось в том, что Платон Б., Артем Б., Максим Д. - не умели правильно держать ложку; Анисья Н., Никита П., Миша С., Лера С., Диана Ш. - не могли самостоятельно снять колготки, одеть обувь и т. д. С детьми в игровой форме осваивали культурно-гигиенические навыки.
К концу учебного года удалось преодолеть имеющиеся затруднения. Только небольшие затруднения остались у Полины Н., Миши С., Андрея Т. в одевании. Проводились беседы с родителями, чтобы они тоже обучали детей одеваться и раздеваться дома.
6. Конструктивная деятельность.
Говоря о конструктивной деятельности следует отметить, что на начало учебного года у 12 детей (Платон Б., Женя Б., Артем Б., Максим Д., Максим
Д., Анисья Н., Агата М., Никита П., Миша С., Лиза Х., Миша С., Диана Ш.) наблюдалось отставание. Это выражалось в том, что по просьбе воспитателя не могли построить данную постройку, а если строили, то она не соответствовала их обьяснению, путали кубики с кирпичиками.
К концу учебного года удалось преодолеть имеющиеся затруднения. Дети стали самостоятельно строить простые сюжетные постройки и называть их. у 5 детей (Платон Б., Максим Д., Миша С., Миша С., Катя Т., Андрей Т.) остались небольшие затруднения, путали местами кубик с кирпичиком. С такими детьми проводилась дополнительная индивидуальная работа.
7. Изобразительная деятельность.
По показателям изодеятельности отстающих детей 9 человек (Платон Б., Артем Б., Максим Д., Анисья Н., Никита П., Лера С., Андрей Т., Миша С., Диана Ш.)
Не могли правильно держать карандаш; нажим руки был слабый, что не было видно, что нарисовано; по образцу не могли нарисовать округлые формы, вертикальные линии, горизонтальные линии; путались с цветами карандашей (Платон Б., Андрей Т., Миша С., Никита П.)
Были проблемы при лепке, был слабый нажим руки и не могли раскатать бревнышко, скатывать округлые формы и сплющивать (Артем Б., Максим Д., Анисья Н., Лера С., Диана Ш.) С этими детьми проводилась индивидуальна работа. Проводились беседы с родителями, чтобы давали возможность детям дома рисовать и лепить.
К концу учебного года произошли значительные изменения у 4 детей (Анисья Н., Никита П., Миша С., Диана Ш.) – научились правильно держать карандаш, кистью делать мазки, проводить горизонтальные, округлые линии, изображать какой либо предмет и обязательно называть его.
Лепка: научились скатывать и раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями, называть предмет который слепили.
С другими детьми (Платон Б., Миша С., Андрей Т.) необходимо продолжать заниматься изодеятельностью дополнительно не только на занятиях, но и индивидуально.