Элина Татлыева
Анализ методического обеспечения образовательной программы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Проверка уровня обеспеченности используемых в ДОУ программ методическими материалами; эффективности реализации технологий для достижения высоких педагогических результатов.
Формы и методы : беседа с руководителями и педагогами ДОУ, анализ используемых методических материалов и программ, учебных планов и сетки занятий.
Публикация «Анализ методического обеспечения образовательной программы в ДОУ» размещена в разделах
Проверка осуществлялась в 17 ДОУ района. Более 15 лет дошкольные учреждения района работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни. Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования района в целом. Однако анализ ситуации полипрограммности позволяет обнаружить как позитивные, так и негативные стороны этой проблемы: во всех ДОУ района (исключая ДОУ №2 п. Вейделевка) использование парциальных программ не закреплено лицензией, образовательными программами учреждения, в сельских ДОУ - не обеспечено отдельными помещениями и дополнительными специалистами.
Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями района, отвечает возросшим запросам родителей.
Положительным является то, что коллективы дошкольных учреждений района выбирают программы, соответствующие их педагогическим установкам. Вместе с этим появляется больше возможностей для повышения профессионального мастерства. Стимулируется инициатива и творчество. Сравнительный анализ выбранных ДОУ программ за последние 2 года показывает, что их методическое обеспечение имеет достаточную степень развернутости по всем направлениям образовательной деятельности и имеет тенденцию развития. Наиболее обеспечена методическими материалами самая распространенная комплексная программа «Детство», ее обеспеченность возросла по сравнению с прошлым годом до 70-85% в большинстве ДОУ. В среднем по району направление «Первые шаги в математику» - на 70-80 %; «Растим детей здоровыми» - на 60-70%; «Ребенок входит в мир социальных отношений» - 70-80%; «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства» - 80-100%; «Развиваем речь детей» - 70-80%; «Ребенок открывает мир природы» - 60-70%; «В игре ребенок развивается» - 80%. Поэтому педагогам нет необходимости «переводить программу на язык реального педагогического процесса» и особенно усердствовать в вопросах подбора методики занятий, организации развивающей среды. Остается больше времени на практическую деятельность с детьми.
Однако остаются трудности в работе и вызваны они тем, что не в полном объеме используемые программы снабжены методическими материалами. Оттого перспективные идеи недостаточно реализуются, так как педагогам не до конца известен ключ используемой технологии. Им приходится работать, как умеют, а не получив положительного результата, на который они рассчитывали, постепенно теряют интерес к используемой программе. Все это происходит потому, что работа по программе требует дополнительного финансирования (большинству ДОУ недоступного) на приобретение специального оборудования, игрушек, пособий, наглядных материалов. Работать по некоторым программам без этого невозможно.
Остается часто встречающаяся своеобразная «эклектика», когда в одном учреждении работают сразу по нескольким программам (комплексная и несколько парциальных). В этом случае смешиваются технологии и концепции. Причем не удается проследить за эффективностью каждой программы. Иногда наблюдается «погоня» за инновациями ради завоевания авторитета в глазах вышестоящих руководителей или родителей (чаще всего это касается излишка парциальных программ).
Анализ программно-методического пакета используемых программ показал, что не все его составляющие в равной степени имеются в наличии по каждой отдельной программе. Все программы обеспечены на 100% важнейшей частью программно-методического пакета – философско-концептуальными основами, где излагается взгляд авторов на ребенка, его развитие, на создание условий, способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника. На 100% обеспечены центральной составляющей комплекта – собственно программой, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками. Далее положение с обеспечением ухудшается. и это касается прежде всего методических материалов (рекомендаций, которыми большинство используемых программ обеспечены на 70-80%, а в сельских ДОУ порой и того меньше. Это влечет за собой ситуацию, в которой не до конца раскрыта суть педагогической технологии. Затрудняет использование методических материалов, не позволяет в полном объеме реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть педагогических результатов. Несмотря на значительные пополнения в прошедшем учебном году, самым слабым звеном в комплекте программно-методической документации, адресованной дошкольникам, являются учебно-методические пособия (в них содержатся альбомы, картины, иллюстрации, наборы наглядных пособий, игры, тетради на печатной основе для индивидуальной работы детей). Обеспеченность ими возросла в ДОУ №1,2 п. Вейделевка до 80%, а в сельских ДОУ – до 35-60%. Хрестоматии и энциклопедии для чтения детям, специальные пособия для родителей и по работе с семьями дошкольников дополняют комплект программно-методических материалов и рекомендуют способы их использования с ребенком. Обеспеченность ими колеблется от 20 до 100% в разных ДОУ.
Важным является то, что все имеющиеся в ДОУ района программно-методические материалы отмечены грифом, присвоенным Министерством образования.
Переход на новую программу – это трудный путь к совершенству, и проделывают его наиболее успешно коллективы единомышленников (ДОУ №1,2 п. Вейделевка, с. Клименки, с. Б. Липяги, с. Б. Колодезь, п. Викторополь, с. Дегтярное, с. Закутское, с. Ровны, с. Николаевка, с. Солонцы). Эти коллективы выполняют еще одну важную задачу – «учиться в любом возрасте» - и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений.
Коллективы всех ДОУ района при выборе программ стараются сохранить приоритеты образования : укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности. Учитывают то, что важными компонентами любой программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются: построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.
Рекомендации.
Обеспечить используемые программы методическими материалами в полном объеме.
Находить новые формы дополнительного финансирования на приобретение специального оборудования, игрушек, пособий, наглядных материалов в соответствии с требованиями использунмых программ.
Произвести тщательный отбор программ, которые будут наиболее эффективны в данном педагогическом коллективе, получить лицензию на использование этих программ и внести в состав образовательной программы; обеспечить каждую дополнительную программу отдельным, оборудованным в соответствии со спецификой программы, помещением.
Руководителям ДОУ осуществлять цивилизованный контроль над реализацией базовых компонентов в программах.
Развивать в коллективе готовность к инновационной деятельности: к пересмотру собственных педагогических установок, формированию нового мышления, самовоспитанию.