Машаева Наталья Валерьевна
Анализ программно-методического обеспечения театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ программно-методического обеспечения
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, по которой работает наше дошкольное учреждение, разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательная программа, реализуемая в условиях Учреждения, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение детьми готовности к школе.
Программа строится на следующих педагогических принципах:
Принцип гуманизации обучения. В центре создания и реализации Программы находится ребенок и его успешное развитие. Программа имеет своей основной целью всестороннее развитие личности ребенка, что раскрывается во всех ее компонентах. Программа реализуется через систему субъект – субъектных отношений и нацелена на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Принцип развивающего обучения. Содержание Программы строится на основе принципа развивающего обучения и ориентирована на развитие ребенка.
Принцип личностно ориентированного подхода. Программа учитывает особенности развития и здоровья детей и содержит ряд педагогических условий в организации образовательного процесса, ориентированных на индивидуально-дифференцированный подход.
Принцип системности. Образовательная Программа представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: цели, задачи, принципы, содержание, методическое обеспечение, организационные формы, условия, диагностика и мониторинг.
Принцип культурологического подхода. Программа содержит направления и содержание работы, учитывающие культурно-исторические особенности страны, города, микрорайона.
Принцип деятельностного подхода. Реализация всего содержания Программы осуществляется в разных видах детской деятельности, как в специально организованной, так и в самостоятельной свободной деятельности детей и направлена на вовлечение детей в целенаправленную деятельность и формирование у них желания к достижению конечного результата.
Принцип научной обоснованности и практической применимости. Программа имеет в своей основе достижения психолого-педагогических наук и ориентирована на реализацию в массовой практике МДОУ.
Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности. Содержание Программы включает в себя решение задач только на необходимом и достаточном материале, при максимальном приближении к разумному «минимуму».
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач. Программа сочетает воспитательные, развивающие и обучающие задачи, которые решаются во взаимосвязи и на одном содержании.
Принцип интеграции образовательных областей. Содержание и задачи работы с детьми по образовательным областям имеют тесную взаимосвязь, что проявляется в тематическом подходе к планированию разных видов детской деятельности.
Принцип целостности педагогического процесса. Программа учитывает сбалансированность детских видов деятельности и сочетание различных форм организации детской жизнедеятельности (индивидуальной, подгрупповой, фронтальной).
Особо подчеркивается ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др., в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности детей, определяется ее значение для развития дошкольника. В игре реализуется большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация». Игры являются также одной из форм реализации содержания областей «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка», «Безопасность».
Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельности, труд.
Театрализованная деятельность осуществляется на занятиях, в ходе индивидуальной работы, совместных игр со сверстниками. В процессе деятельности развиваются интегративные качества детей – они становятся более любознательными, активными, эмоционально отзывчивыми, овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учатся решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
В 1995 году вышла программа «Детство», разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой.
Программа «Детство» является комплексной
образовательной программой и является программой обогащённого
развития детей дошкольного возраста, обеспечивающей единый
процесс социализации - индивидуализации личности через осознание
ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей. В
программу включён раздел «В игре ребёнок развивается, познаёт мир,
общается», который состоит из двух подразделов: «Творческие игры»
и «Дидактические игры».
Театрализованные игры относятся к творческим. Детей предлагается
учить разыгрыванию сюжетов сказок, литературных произведений,
вносить в них изменения, придумывать новые сюжетные линии,
вводить новые персонажи, действия. Привлекать детей к творческому
созданию разных игровых образов в играх-импровизациях (звери,
птицы, растения, фантастические герои, выразительной передачи их
действий, физического состояния, смены настроения с
использованием мимики, пантомимики, интонации.
Дети должны научиться с помощью педагога и самостоятельно
определять место для «сцены», создавать игровую обстановку
(простейшие декорации, согласовывать свои действия с другими
«артистами». В старшем возрасте дети должны действовать и
говорить от имени разных персонажей, сочетать движения игрушек с
речью; ставить кукольные концерты; исполнять стихи, говорить, петь песенки в соответствии с игровым образом.
В программе даны 3 уровня освоения программы : высокий, средний и низкий. Это облегчает диагностику и позволяет правильно наметить индивидуальную работу.
«Арт-фантазия» - это программа методики и организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников под редакцией Э. Г. Чуриловой. Это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Программа «Арт-фантазия» состоит из пяти разделов:
1 раздел – «Театральная игра»;
2 раздел – «Ритмопластика»;
3 раздел – «Культура и техника речи»;
4 раздел - «Основы театральной культуры»;
5 раздел - «Работа над спектаклем».
Определены общие программные задачи по всем видам деятельности
в двух возрастных группах, а также предполагаемые умения и навыки,
приобретённые детьми. Составлены примерные учебные планы для
старшей и подготовительной групп. Приведены примеры игр,
упражнений и этюдов, которые можно разыгрывать с детьми и
сценарии нескольких спектаклей.
Программа «Арт-фантазия» подробна, удобна для применения,
однако, единственным её недостатком, я считаю то, что работа по
театрализованной деятельности начинается только со старшей
группы детского сада.
Наш детский сад, в направлении
театрализованной деятельности выбрал парциальную программу Н.
Ф. Сорокиной «Театр- творчество - дети». Составление
программы основывалось на научном предположении: театральная
деятельность, как процесс развития творческих способностей
ребёнка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом
театре является процесс репетиций, процесс творческого
переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку
именно в процессе работы над образом происходит развитие
личности ребёнка, развиваются символичное мышление,
двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоение
театральных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Основные задачи программы «Театр - творчество - дети» :
1. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп
(начиная со второй младшей до подготовительной) с
различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный
театр);
2. Поэтапное усвоение детьми различных видов творчества по
возрастным группам;
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане
переживания и воплощения образа, моделирование навыков
социального поведения в заданных условиях.
В программе выделено два типа задач. Первый тип - это
воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных
особенностей ребёнка средствами детского театра. Второй тип - это
образовательные задачи, которые связаны непосредственно с
развитием артистизма и навыков сценических воплощений,
необходимых для участия в детском театре.
Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Маленький актер», вышедшая в 2012 году под редакцией Т. С. Григорьевой, соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В ней отмечено, что гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей – с другой.
Программа «Маленький актер» разработана с учетом следующих принципов:
• сочетания научной обоснованности и практической применимости;
• единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в том числе и с особенностями развития, при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание».
С учетом исследований в области психологии и логопедии, наличия в ДОУ групп для детей с общим недоразвитием речи в структуру программы включен раздел «Коррекционная ритмика» для коррекционно-педагогического сопровождения творческого развития детей с нарушениями речи в условиях театральной студии дошкольного учреждения.
Цель программы : развивать творческие способности средствами музыкально-драматического искусства.
Структура программы состоит из восьми разделов:
• введение в искусство;
• техника речи;
• актерское мастерство;
• развитие музыкальности, голоса и вокальных данных;
• сценическое движение;
• этика и этикет;
• страна «Фантазия»;
• коррекционная ритмика.
Программа «Маленький актер» рассчитана на детей не отобранных предварительно на конкурсной основе. Заниматься может любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и самостоятельно практически «проверить на себе» эти знания. Это позволяет вовлечь в процесс творчества многих детей, создав им благоприятные условия для приобщения к миру театра, художественным ценностям.
Таким образом, существует несколько программ работы с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности, которые позволяют в работе с детьми интегрировать образовательные области, зафиксированные в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.