Шорохова Раузия Мухтдиновна
Анализ фронтальных занятий по ФЭМП в разных возрастных группах
Тип занятий: фронтальный
Цели анализа:
• оценить речь воспитателя во время проведения занятия;
• оценить уровень сформированности математической речи у дошкольников.
На этапе дошкольного детства решаются следующие задачи речевого развития, в том числе, задачи, связанные с развитием математической речи:
• обогащение словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи (монологической и диалогической).
Публикация «Анализ фронтальных занятий по ФЭМП в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математическая речь – это устная и письменная речь на основе полуформального математического языка. К коммуникативным качествам математической речи относят правильность, точность, логичность, уместность. Грамотная математическая речь выражается в правильном употреблении математических терминов, специальных математических выражений, а также в развитии всех сторон речи (фонетической грамматической, лексической и на этой основе – развитие связной речи).
Дети с речевыми нарушениями имеют особенности формирования математических представлений. Они испытывают трудности в понимании инструкций, вопросов, не понимают лексических значений математических терминов и не могут оперировать ими. Хуже справляются с заданиями, которые требуют развёрнутого речевого высказывания.
Анализ фронтальных занятий по ФЭМП учителем-логопедом
Во всех группах сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Элементарные математические представления, математическая речь, математический словарь (название чисел; арифметических действий; понятия, связанные с величинами предметов; величинами и их зависимостями, то есть «больше на», меньше на»; местоположения предметов и т. д.) соответствуют программе, уровню развития и возрастным особенностями дошкольников.
Речь педагогов была доступна для понимания детей, доброжелательна, с мелодико-интонационной выразительностью, располагающей к общению и совместной продуктивной деятельности. Все педагоги четко произносили фразы, слова и каждый звук в отдельности.
Воспитатели использовали следующие приёмы для решения поставленных задач:
1. Словесные (рассказ воспитателя (монологическая речь, ответы детей на вопросы воспитателя (диалогическая речь).
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Игровые.
В монологической речи педагога содержались проблемные вопросы. Эмоциональная насыщенность речи способствовала познавательной активности обучающихся.
На занятиях отслеживалось оптимальное диалогическое общение между воспитателями и детьми. Взрослые легко вели диалог, поддерживая каждого ребёнка. Оказывали помощь затрудняющимся в ответах.
Все занятия были насыщенными, продуктивными. Проделан большой объём работы, цели достигнуты.
Рекомендации:
1. Сопровождать задание словесной инструкцией («Объясни, как ты выполнил задание?», «Почему именно так?», «Расскажи, как будешь делать, выполнять задание», «Объясни, что я сделала?», так как дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, правильно поставленный вопрос – к выполнению ребёнком действий в уме.
2. Следить за правильным употреблением и произношением простейших математических терминов (порядковые и количественные числительные, геометрические фигуры, простейшие математические действия и символы, сравнение размера, расстояния, высоты и др., количественные отношения (один, много, поровну, больше, меньше, столько-сколько, столько же, одинаково).
3. В подготовительных и старших группах осуществлять контроль и коррекцию звукопроизношения на всех этапах занятия, учитывая речевые и звукопроизносительные возможности.
4. В случае ошибки тактично поправить ответ ребёнка; при неправильном ответе попросить других детей дать правильный ответ: «Как ты думаешь, Ваня правильно ответил?» и т. д.). Не забывать про хоровые правильные ответы.
5. Внимательно следить за своей собственной речью во время проведения занятия (например: лодочка не едет, а плывёт; самолёт летит; автомобиль едет и т. д. ; «Будьте внимательны, хорошо подумайте» вместо «Подумайте внимательно»). Грамматически правильно оформлять свои высказывания. Продумать все предложения (например: приставочные глаголы: наложить, приложить и т. д.).
6. Знать речевые, психофизические, возрастные особенности обучающихся. Не требовать в младших группах полных ответов.
7. Соблюдать в математической речи нормы и правила русского языка. При ответах обучающихся следить за грамматическим строем речи: согласование числительных с существительными, словоизменение, словообразование, согласование прилагательных с существительным (например: ошибка – осталось маленьких фигур пять; правильно – осталось пять маленьких фигур).
8. Проговаривать физпаузы, зрительные гимнастики вместе с детьми, а не так, что педагог рассказывает, а дети выполняют движения.
9. Не задавать провокационных вопросов: «Не боишься? Будешь выполнять?». Правильно: «Ты такой взрослый, всё у тебя получится!».
10. Правильно читать математические выражения:
• правильно называть математические знаки, действия и читать примеры разными способами;
• «+, –, =» – это знаки.
• Или вы читаете пример, используя только знаки (+, –, =). Или при чтении используете слова (прибавляем, вычитаем, получится).
Разные способы чтения примеров
• «Читаем примеры»:
Задание: прочитай один и тот же пример по-разному, используй известные тебе математических термины.
а) 2+3 (два плюс три, к двум прибавить три, два прибавить к трём, сложить два и три, сумма двух и трёх, два увеличить на три, на три больше, чем два).
б) 5-3 (мять минус три, от пяти вычесть три, три вычесть из пяти, разность пять и трёх, пять уменьшили на три, на три меньше, чем пять).
• 1+1=2 (один плюс один равно двум / к одному прибавить один получится два);
• 3+2=5 (три плюс два равно пяти / к трем прибавить два получится пять);
• 2-1=1 (два минус один равно одному / из двух вычитаем один получится один);
• 3-1=2 (три минус один равно двум / из трёх вычитаем один получится два).
Анализ провёл: учитель-логопед
Шорохова Р. М.