Поленок Галина Ивановна
Аналитический отчёт о работе по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет работы по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста МБДОУ детский сад «Теремок»
Отчёт подготовила воспитатель высшей категории Поленок Галина Ивановна.
Публикация «Аналитический отчёт о работе по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания :
Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями я предлагала детям различные виды деятельности по рыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием брался за дело и с увлечением его выполнял. В процессе работы я говорила о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам. Уголок природы в группе перекликается с уголком экспериментирования, который со временем у нас пополняется. В уголке находилась коллекция камней, шишек, формочки. Для проведения различных исследований, в том числе и сенсорных у нас есть баночки с природными материалами: семена растений, крупы, шишки, уголь, почва. Так же у меня имеется картотека опытов и экспериментов.
Мной систематически проводились наблюдения на территории детского сада и за его пределами. Знакомила детей с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнавал их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена). Акцентировала внимание детей на то, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым наблюдениям детей необходимо относиться серьезно, поэтому хвалила их как можно чаще за то что увидели какое - либо изменение в природе и высказали своё мнение.
Знакомя детей с зимующими и перелетными птицами, дети узнавали их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Все полученные знания закрепляли в систематических наблюдениях за действиями птиц около кормушки, которую я делала в присутствии и с помощью детей. Кормушка была размещена возле окна, что способствовало наблюдению детей в разные промежутки дня. Дети узнали что птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы. В процессе закрепления знаний о птицах использовала дидактические и подвижные игры: «Какая это птица», «Да - нет», «Кто где живет?», «Отгадай и покажи», «Воробышки и автомобиль», «Птички летают», «Воробышки и автомобиль» и др.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей. Для родителей оформляла стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей. Консультации «Любите природу», «На прогулке летом», «Зимние забавы»;
Проводила индивидуальные беседы с родителями о наблюдении за объектами живой и неживой природы, беседовать с детьми на темы «Что я видел по дороге в д/с», «Что меня окружает», организовывать семейные походы, экскурсии, расширять кругозор детей.
Весной рекомендовала провести акцию «Посади дерево вместе с ребёнком».
Рекомендовала родителям проводить наблюдения за сбором урожая на огороде (осень, высадка семян (весна, сбор природного материала для поделок, беседы о правилах поведения в лесу парке, водоёме, обеспечение кормом птиц в зимний период, поделки из природного материала. Родители приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем», вместе с детьми они строили кормушки, кормили птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетали к кормушкам. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о проделанной работе с родителями.
Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществлялось с помощью различных методов и форм работы. Я осуществляла экологическое воспитание детей при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок больше усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь. В своей работе я использовала такие игры, как: «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты, «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи или фрукты», Узнай овощи или фрукты по вкусу», «Что где растет, «Варим компот» и др. Все дидактические игры собраны мной в картотеку, в соответствии с возрастом детей. Игры проводила, как со всеми детьми, так и индивидуально.
Весной в работе с детьми реализовала проект «Чиполлино и его друзья. Целью данного проекта было вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Результаты этого проекта:
1. Вызван у детей интерес к наблюдению за ростом лука, за ростом его корней, узнали способы ухода за луком.
2. Умение детей подмечать пользу и красоту зеленого лука
3. Сформированы у детей знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях и в контейнере с почвой, и в стакане с водой;
4. Дети стали видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, и культуры.
Вывод:
Создать условия для непрерывной работы по ознакомлению детей с природой.
Привлекать родителей в воспитании экологической культуры поведения детей.
Продолжить работу с детьми в опытно - исследовательском направлении.
Использовать экологическую тематику в других видах деятельности.
Расширить методы обучения экологическому воспитанию детей и повысить свой профессиональный уровень в экологическом направлении.