Ольга Годованая
Методическая разработка «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя»
▼ Скачать +Заказ
Методическая разработка «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя».
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д /с «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям ДОУ. Опыт работы убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
Публикация «Методическая разработка „О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения рассматривает музыкальное воспитание как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста. Музыкальным воспитанием в детском саду занимается как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой возрастной группы.
Вместе с воспитателями мы готовимся к музыкальным занятиям, разучиваем песни, музыкально - ритмические движения к танцам, пляскам, инсценировки; продумываем, как интереснее, занимательнее провести вечер развлечений или праздник; определяем роли каждого воспитателя на утреннике или вечерах досуга.
Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде своей деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на занятии зависит, прежде всего, от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит, конечно, воспитателю младшей группы. Например, при разучивании в этой группе игры «Зайцы и медведь» он показывает, как «зайчики» легко прыгают, а в процессе самой игры изображает медведя. Игры такого же типа в старшей группе проходят более самостоятельно. Воспитатель только выбирает ведущего и следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила. А в подготовительной группе воспитатель следит уже за качеством движений, делая по необходимости замечания детям или поощряя тех из них, которые верно справляются с заданием.
Активность воспитателя зависит также и от видов музыкальной деятельности. Если требуется, то воспитатель показывает детям упражнения, танцевальные движения, помогает отрабатывать качество их исполнения, применяя при этом самые разнообразные приёмы. Приведу пример. Так, в начале учебного года, дети средней группы затруднялись становиться парами по ровному кругу. Проверяя правильное расстояние между детьми, воспитатель стала проходить между парами, говоря: «Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду и к вам не попаду». Наиболее активно воспитатели помогают мне на занятиях в видах деятельности, связанных с движениями и более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучению пению, то есть в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.
Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность. При этом мне, вместе с воспитателями, приходится принимать активное участие в организации этой деятельности. В группе так располагаем и оборудуем музыкальный уголок, чтобы дети, не мешая друг другу, могли свободно подходить и пользоваться музыкально-дидактическими играми и музыкальными инструментами. Такие игры активизируют процесс музыкально-сенсорного развития, поэтому им уделяется большое внимание. Разучиваются они на музыкальных занятиях, а затем в повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания именно с помощью музыкально-дидактических игр.
Конечно, одному музыкальному руководителю без помощи воспитателя трудно организовать детскую самостоятельную деятельность во всех группах дошкольного учреждения. Воспитатели помогают детям освоить правила музыкально – дидактических игр, затем вместе с ними играют в эти игры на правах участников. Так, в музыкально – дидактической игре Э. П. Костиной «Угадай, на чём играю?», воспитатель, сидя за ширмой, играет на различных музыкальных инструментах, а дети, закрывают карточками или фишками свою картинку.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью – это его соучастие в ней и косвенное руководство ею. Приведу конкретный пример. В каждой возрастной группе нашего дошкольного учреждения имеются небольшие музыкальные центры, которые, в основном, используются взрослыми. Однажды кто – кто из детей предложил поиграть в «Музыкальный магазин». Воспитатель поддержала эту идею, решили выбрать продавца. Те ребята, которых предложили дети, в силу своей нерешительности, отказались. Тогда роль продавца взял на себя ребёнок, предложенный взрослым, который развернул очень интересную игру. Показывая детям музыкальный диск, «продавец» говорила: «Продаётся этот диск, а какая прозвучит на ней песенка – сейчас послушаем». Она опускала диск на крутящуюся основу, он крутился, а дети пели песню, которая соответствовала картинке, нарисованной на нём. Потом ребёнок - «продавец» спрашивал: кому понравился этот диск? Желающих купить его оказалось много. Игра прошла интересно.
Умения, знания и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, воспитатели умело применяют и на других занятиях и в повседневной жизни детей. Часто воспитатели при наблюдении природы используют песни, хорошо знакомые детям. Например, убирая с детьми на участке жёлтые листья, воспитатель может напевать песню Н. Метлова «Осенью», которую дети с удовольствием подпевают.
Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то использует музыкальную запись, чтобы ещё раз послушать пьесу «Лошадка» М. Симанского. Или, например, в старшей группе была проведена экскурсия по нашему микрорайону, где идёт большое строительство. Воспитатель обратила внимание детей на строительство новых домов и запела песню М. Красева «Строим дом». Дети охотно её подхватили.
Воспитатели нашего дошкольного учреждения творческие люди и, иногда, сами предлагают мне выучить с детьми песню, необходимую им для какого либо занятия, сюжетно – ролевой игры или развлечения. Например, воспитатель, запланировав занятие на тему «Беседа о нашем родном городе», попросила меня выучить с детьми песню А. Филиппенко «Растёт, цветёт наш город». Мы так и сделали. Затем записали пение детей на видео и дали им прослушать песню в их исполнении. Занятие прошло интересно и впечатляюще. Вечером, по дороге домой, дети рассказывали своим родителям о том, как они смотрели и слушали песню, которую сами исполняли.
Но, иногда, прежде чем разучить с детьми новую песню, требуется познакомить их с её содержанием, всё сделать, чтобы текст был понятен ребёнку, чтобы песня дошла до его сознания. И опять на помощь приходит воспитатель, проводя с детьми в группе беседы, рассматривая иллюстрации, видеофрагменты, прослушивая музыкальные записи.
В конце каждого квартала провожу выставку детских рисунков: даю детям задание изобразить в рисунке сюжет из своей любимой песни. По этим рисункам я определяю, какая песня больше всего запомнилась и понравилась детям. Но, отгадывая, я не называю песню, а проигрываю только вступление к ней, и ребёнок должен мне ответить, отгадала я его любимую песню или нет. Такая форма работы прочно вошла у нас в систему.
Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателям и музыкальному руководителю осуществлять музыкальное развитие всех детей. Я постоянно провожу консультации с воспитателями, даю необходимые советы, оказываю посильную помощь.
Особенно содержательную совместную работу с воспитателем проводим в ходе подготовки к праздникам, вечерам досуга. Эта работа осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма детского сада, отвечая интересам детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. При этом всегда тщательно продумывается соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей. Подготовка к празднику начинается, примерно, за 1,5 месяца до самого мероприятия и является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают стихи, песни и музыкальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да ещё получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребёнка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребёнку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребёнка есть конкретный стимул, то он будет заниматься усерднее. После распределения ролей, воспитатель проводит большую индивидуальную работу с детьми: над выразительным прочтением стихов, по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов, над образом, над отдельными эпизодами. При обсуждении сценария определяем роль каждого воспитателя, его обязанности, назначаем ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д. Ведь растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физической нагрузки.
Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя, с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия, что я и делаю. На консультациях знакомлю воспитателя с планом работы, разучиваю с ним детский репертуар, обращаю внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждаем проведённые занятия, учитывая, кому из детей нужна индивидуальная помощь. Эти консультации я провожу отдельно с каждым воспитателем. А на практических занятиях помогаю совершенствовать их навыки и умения.
Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.