Ольга Казанцева
Аналитический отчет за 2020– 2021 учебный год
Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс довольно сложный требующий немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром.
Публикация «Аналитический отчет за 2020– 2021 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.
Работа педагога психолога велась на основании годового плана на 2020-2021 учебный год и строилась в соответствии с целями и задачами:
Цель: Создание условий для обеспечения психологического комфорта, всестороннего и своевременного психического развития ребенка в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основные задачи на данном временном этапе:
Создать условия для охраны и гигиены нервной системы ребенка во время пребывания в ДОУ.
Осуществлять систематическую, целенаправленную работу по подготовке детей к школьному обучению.
Формировать различные способности воспитанников соответствующих их возрастному периоду.
Осуществлять комплексный подход к детям «группы риска».
Формировать у педагогов и родителей навыки психологи-педагогической компетентности в общении.
В течение 2020-2021 учебного года работа педагога-психолога включала в себя следующие направления:
Работа с детьми.
Психологическое сопровождение воспитанников в период адаптации к ДОУ, детей подготовительных к школе групп, а также воспитанников, требующих особого внимания.
Работа с педагогами.
Оказание консультативной помощи. Повышение психологической компетенции педагогов.
Работа с родителями.
Оказание консультативной помощи. Повышение психологической компетенции педагогов.
Основные виды деятельности, реализуемые в ДОУ:
Психодиагностика.
Коррекционно-развивающая работа.
Консультирование и просвещение.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е., каждый ребенок привыкает по-своему. В августе – сентябре, во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса: организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду. Для родителей предложены буклеты не тему "Мы идем в детский сад", информационные листовки "Если ребенок с трудом расстается с вами утром", "Что такое адаптация".
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группе, на прогулке, во время занятий. На протяжении адаптационного периода (август-сентябрь) ежедневно общалась с детьми: наблюдала, поддерживала их. С особо эмоциональными беседовала, успокаивала.
Анализ адаптационных листов показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей.
В конце данного периода провела изучение особенностей адаптационного процесса каждого ребенка и определила степень адаптации в дошкольном учреждении. В исследовании приняло участие 16 воспитанников адаптационной группы.
Результаты обследования таковы:
Вторая младшая группа "Звездочка" (3-4 года)
Некоторые трудности с адаптацией возникли у детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями проводилась индивидуальная работа. Также были даны рекомендации для педагогов.
Проанализировав результаты наблюдений за воспитанниками, можно сделать вывод о том, что на протяжении трех лет у детей наблюдается легкая степень адаптации. Тяжелая степень имеет стабильно низкий уровень.
Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего. Это и период перехода от одной ступени развития к другой. Поэтому особое внимание уделялось психологическому сопровождению детей подготовительных к школе групп.
По результатам проведённых диагностических методик, запросов педагогов и родителей воспитанников, на основе программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «Цветик – Семицветик» (Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.) разработала парциальную программу развивающих занятий "Тропинка к школе", для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет, с целью развития психических процессов. В течение года систематически проводила подгрупповые занятия, где решались такие задачи как:
Развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображения.
Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
Формировать предпосылки учебной деятельности.
В развивающие занятия обязательно включается игра, как ведущий вид деятельности. Она дает серьезный позитивный эффект в развитии таких психологических процессов как восприятие, внимание, память, мышление. Игра необходима для становления ребенка как субъекта собственной деятельности и, прежде всего таких ее видов, как коммуникативная и учебно-познавательная, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости. Так же в структуру занятия вводила элементы учебной деятельности такие как:
Ответы по поднятой руке и полным ответом,
Задания даются один раз,
Работа в тетрадях,
Увеличение подачи материала на слух.
На занятиях дети активны, общительны, В результате проводимых занятий у детей повысился уровень познавательных возможностей. Они научились прислушиваться и уважать мнение собеседника. Высказывать свое мнение.
В конце года провела диагностическое мероприятие, для изучения готовности к школьному обучению, используя «Диагностика готовности к школьному обучению» по методике Л. А. Ясюковой», которая позволяет оценить уровень готовности к началу школьного обучения.
Количество детей принявших участие в конце года:
44 ребенка. (24 воспитанника подготовительной к школе группы)
Высокий уровень: 34 ребенка - 77%
Средний уровень: 10 детей - 23%
Ниже среднего и низкий уровень: нет
Отмечается положительная динамика психологической готовности детей к школьному обучению с 67% до 77%, снижение показателей низкого уровня с 4,5% до 0%.
Развивающая и психокоррекционная работа направлена на активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие и становление личности дошкольников.
По результатам диагностики и наблюдений педагогов, специалистов образована коррекционно - развивающая группа. В данную группу вошли 28 детей, имеющий трудности в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферах.
Активное внедрение инклюзивных и интегративных программ дало возможность детям с ограниченными возможностями здоровья посещать детские сады общего вида. В связи с этим и наш д/с посещают дети, которые нуждаются в специализированной помощи. Коррекционно-развивающая работа с ними ведется по всем направлениям. Игры и упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для них разработан индивидуальный план работы. В течение учебного года проводилась работа согласно этому плану. По результатам обследования отмечается положительная динамика.
Опираясь, на результаты психодиагностики была разработана индивидуальная система коррекционно-развивающих мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов.
С детьми проводились как подгрупповые, так и индивидуальные занятия. Цель таких занятий в основном направлена на развитие психических процессов и развитие у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Занятия проводились по перспективному плану.
В качестве итога проведенных занятий можно отметить, что дети стали более внимательными, сосредоточенными, успешно справлялись с предлагаемыми заданиями.
В течение учебного периода отслеживалась динамика развития у детей группы «Развитие» (подготовительных к школе групп, проводилась диагностика в начале и конце года.
Результаты следующие:
По результатам диагностики видно, что дети группы «Развитие» подтянулись. Причиной всему этому служит работа в тесном контакте с педагогами и родителями.
Анализ эффективности работы с детьми в данном направлении можно проследить за последние три года. В начале учебного года по результатам обследования были следующие результаты:
По
Результаты на конец года следующие:
Отмечается тенденция к положительной динамике на протяжении представленного периода.
В течение года функционировал ППк ДОУ. Были проведены согласно плану 3 плановых заседания и 3 внеплановых. На первом заседании утвержден список детей, нуждающийся в комплексной помощи педагогов и специалистов.
Также на заседании ПМПк были определены дети, нуждающиеся в обследовании специалистами ТПМПК. Подготовлены пакеты документов с целью определения индивидуального образовательного маршрута. По заключениям ТПМПК был составлен индивидуальный план работы.
Работа с родителями.
Важнейшей задачей системы дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Этот важный процесс осуществляется, в первую очередь, в семье.
Основными формам работы по данному направлению являются:
Индивидуальные консультации,
Групповые консультации
В нашем детском саду реализуется психологическое сопровождение процесса подготовки к обучению в школе. В течение года предлагала материал для онлай-собраний в подготовительных к школе группах на тему «Психологическая готовность ребенка к школе». Данное собрание включало в себя показ видеозаписи открытого занятия с детьми, информационный блок с предоставлением памяток, анкет.
По запросам педагогов подготовила материал для олайн-родительские собрания, где я знакомила родителей с возрастными особенностями детей, с типами семейного воспитания. Предлагала памятки «Как вести себя родителям с детьми»
Проводились индивидуальные консультации по запросам. Тематика разнообразна:
Вопросы воспитания и обучения дошкольников;
Проблемы психического и личностного развития;
Проблемы общения:
Результаты проведенной диагностики;
Проблемы адаптации; и др.
Просветительская работа с родителями проводилась в форме информационных листовок ( например: «Что делать если.», «Как общаться с ребенком», «Что должен знать и уметь будущий первоклассник, и др.)
Работа с педагогами.
На протяжении всего года работала с педагогами по таким формам, как:
Индивидуальные консультации;
Групповые консультации;
Консультации с элементами тренинга;
Дискуссии;
Викторины;
Неоднократно проводятся индивидуальные беседы, мини – консультации. Основная тематика консультаций:
Психологическое неблагополучие в группе;
Нарушение в сфере общения;
Низкий уровень познавательных процессов воспитанников;
Результаты проведенной психодиагностики и др.
В период самозанятости работала по запросам педагогов.
Организационно-методическая работа
Данный вид работы включает в себя следующие мероприятия:
Планирование работы на следующий учебный год,
Составление планов различных мероприятий, в том числе и родительских собраний,
Подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы,
Подбор материалов для проведения коррекционной, развивающей и консультативной работы,
Оформление стендовой информации,
Обработка результатов диагностических исследований, написание заключений по результатам.
Заполнение карт готовности к обучению в школе.
Заполнение индивидуальных карт психолого-педагогической и медико-социальной помощи, диагностико-реабилитационных карт.
Заполнение ПМПК документов на детей.
Составление индивидуальных программ.
Составление картотеки игр.
Участие в утренниках, мероприятиях ДОУ
Обновление диагностического материала.
Подборка интерактивных игр по познавательному развитию.
посещение вебинаров
Посещение Районных МО и семинаров для психологов.
Участие в педсоветах.
Данная работа осуществлялась непосредственно в течение всего года.
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности. Исходя из анализа работы, педагогу-психологу в следующем учебном году необходимо :
- продолжать совместную работу воспитателей и педагога-психолога по подготовке воспитанников к успешному обучению в школе;
- продолжить изучать личностные особенности воспитанников с целью выявления личностных проблем и оказания психологической поддержки;
- воспитателям и педагогу-психологу через проведение родительских собраний, консультаций повышать психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений.
- продумать темы лекций, тренингов, бесед для выступления перед родителями, воспитателями.
Выводы о перспективах дальнейшей работы:
- по работе с родителями продолжить работу, находящимися в социально опасном положении; повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных методов преподнесения материала.
- продолжать совместную работу воспитателей и педагога-психолога по подготовке воспитанников к успешному обучению в школе;
- плановая аттестация
- участие в методических объединениях и конкурсах различного уровня, обучение на курсах, размещение публикаций;
- По работе с педагогами продолжать работу по профилактике эмоционального выгорания, проводить занятия по формированию умений выражать негативные эмоции в социально приемлемой форме.
Проект задач на новый 2020-2021 учебный год
1. Осуществление психологического сопровождения сотрудников ДОУ.
2. По результатам диагностики этого года обратить особое внимание на стабилизацию мотивационной готовности детей к школе, зрительно-моторной координации.