Татьяна Щербань
Аналитический отчет физкультурно-оздоровительной работы за год в дошкольном учреждении
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.
Публикация «Аналитический отчет физкультурно-оздоровительной работы за год в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Работу по физическому воспитанию в ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек» осуществляет инструктор по физическому воспитанию.
Работа по физическому развитию дошкольников в 2019 – 2020 учебном году в дошкольном учреждении осуществлялась на основе Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Луганской Народной Республики и в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования ГДОУ ЛНР «Огонек» г. Артемовска, в которых физическое развитие включает в себя:
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, - овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
В работе также используется следующие методические пособия:
- Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду». Конспекты занятий.
- Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду».
- Гаврилова В. В. «Занимательная физкультура для детей 4-7 лет».
В системе физического воспитания в детском саду инструктор по физкультуре использует следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна;
- физкультурные минутки; дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика;
- подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры на прогулке; - спортивные упражнения, спортивные праздники и развлечения, мини-походы.
Физкультурное занятие является основной формой организованного обучения в ГДОУ. С детьми дошкольного возраста проводятся в течение учебного года следующие типы физкультурных занятий :
- Классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
- Игровые занятия ( с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.).
- Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.).
- Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).
- Занятия серии "Изучаем свое тело" (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
- Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
- Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Для проведения занятий подбираются физические упражнения, определяется последовательность их выполнения, составляется план-конспект, продумывается методика проведения, готовится оборудование, создаются санитарно-гигиенические условия, контроль за одеждой детей.
При организации физкультурного занятия обязательно учитывается:
- строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
- оптимальная двигательная активность детей;
- соответствие возрасту и уровню подготовленности детей;
- системность занятий - чтобы каждое предыдущее занятие было связано с последующим ;
- наличие оборудования и музыкальное сопровождение.
В ГДОУ 2 раза в год проходит мониторинг физического развития детей. Осуществляется диагностическое обследование уровня усвоения детьми основных видов движений. Результаты диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. Оптимизации работы с группой детей.
По итогам диагностики по физическому воспитанию выявлено: в течение
года в ГДОУ можно отметить рост детей с высоким уровнем физической
подготовленности. Это можно объяснить тем, что в данном направлении
наряду с инструктором работают воспитатели, прослеживается преемственность в содержании обучения, формах, методах и приемов
работы. Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями,
участвуют в подвижных играх. Движения детей стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнение определенных задач. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали более сильными,
выносливыми, ловкими, гибкими.
Наряду с физкультурными занятиями и их формами широко используются и применяются другие формы организации физкультурно-оздоровительной работы - это физкультурные развлечения, досуги, спортивные праздники, Дни Здоровья. Ведь невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых спортивных праздников, досугов, соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество. Но объединяет их общая задача - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни, а также получение возможности проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Так в течение года были разработаны и проведены спортивные досуги и праздники: «Пусть всегда будет детство», «День смеха»,«Мой веселый звонкий мяч», «Бантики все разные, бантики прекрасные», «Здоровье в наших руках», «Мы растем здоровыми», «Дружно, весело играем и здоровье прибавляем», семейно – спортивный праздник «Спорт – здоровье, спорт – игра, в спорте – папа, мама, я!», посвященный Дню Семьи, «Лето – это маленькая жизнь», «Пиратские игры» ,«День рождения – это здорово», сказочно – развлекательное путешествие «Здравствуй, зимушка – зима, отворяй – ка ворота», «День рождение Мороза и Снегурки», «Аты- баты, мы солдаты», «Богатырская наша сила». В мае месяце дети старшей группы принимали участие в ежегодных районных спортивных соревнованиях среди дошкольных учреждений и групп кратковременного пребывания Перевальского района «Малышиада – 2019», где заняли призовое место и награждены почетной грамотой «Самые прыгучие».
Инструктор по физкультуре систематически повышает свои профессиональные знания, изучая новинки литературы, появляющейся в печати и интернете, на основе которых:
- планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию.
- планирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
- оказывает методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ГДОУ (проводит различные консультации, выступает на педагогических советах, семинарах-практикумах, и т. д.).
- разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана нашего дошкольного учреждения. Педагог старается наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, а также новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ГОС ДО. Информирование родителей происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов; проводимых мероприятий с активным участием родителей). Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если педагог знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.
Так в этом учебном году были подготовлены следующие консультации для родителей: «Отдых с ребенком летом», «Инновационные подходы
к физическому воспитанию в ГДОУ». Проведены консультации для воспитателей: «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы». В начале учебного года оформлен спортивный стенд «Быстрее, выше, сильнее». Стендовая информация во всех группах обновляется ежемесячно новой информацией на тему: «Азбука здоровья», «Весёлая зарядка», «Закаливание», «Режим ребенка», «Полезные привычки», «Зимние травмы», «Физическое воспитание», «Физкультуру любят дети», «О правильной осанке».
В течение учебного года все проводимые спортивные мероприятия печатались и публиковались в районной газете «Народная трибуна».
Проделанную физкультурно-оздоровительную работу за год можно считать удовлетворительной. В следующем учебном году широко использовать современные образовательные технологии с учетом специфики педагогических условий, что позволит наиболее полно и успешно реализовывать потенциальные возможности детей.