Юлия Слаутина
Аналитический отчет «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за межаттестационный период (2005-2010гг.)
Задачи:
1. Вычленить проблемы профессиональной деятельности в межаттестационный период 2005 -2010гг.
2. Описать способ решения выявленных проблем и полученный результат.
3. Проанализировать условия получения результата и установить причинно-следственные связи между результатами и условиями.
4. Выявить противоречия, возникшие в межаттестационный период.
5. Спроектировать пути решения на следующий межаттестационный период.
Публикация «Аналитический отчет „Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения“,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
6. Дать оценку эффективности своей профессиональной деятельности.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил мне сформулировать проблему моего исследования следующим образом : каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ? Ее решение составило цель моей работы.
Задачи, решавшиеся мной в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации, анкетирование, наблюдение и беседа).
Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей 1 - 3 лет к условиям ДОУ, будет в том случае если:
- будут проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада;
- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Перед тем как приступить к практической части своего отчёта, хотелось бы поподробнее остановится на понятии адаптация.
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова - Ямпольская Р. В., Шмидт - Кольмер Е.
Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам. Обычно это время условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.
Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная реакция, как ребёнка, так и его родителей. Поведение ребёнка в это время очень волнует родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Часто бывает, что ребёнок как бы забывает многое из того, чему он научился: становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности. Бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребёнка. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трёх вариантах адаптации : лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности.
Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Нервозность, слезы мешают им правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, и это позволяет ему не следовать постоянно за взрослым, как в первое время, а самому находить себе занятие.
Контакты детей с ровесниками складываются позднее, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними.
Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками.
На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.
Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка.
Одним из факторов, который важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье.
За межаттестационный период провела три адаптационных процесса. Данные адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в 2006 году :
- лёгкая степень – 78 %;
- средняя степень – 22 %;
- тяжёлой - нет
Подготовка ребенка к поступлению в детский сад начинается за три – четыре месяца до приёма в группу. Получив от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, проводится первичное знакомство с семьями этих детей и согласовывается с родителями удобное для них время посещения.
Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени – это первый критерий прогноза адаптации. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество. С такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.
Цель первой встречи с семьёй (педагогический патронаж на дому) : провести анкетирование, диагностику уровня возможной адаптации; познакомить родителей с условиями поступления ребёнка в ДОУ.
Задача: проанализировать отношения взрослых и ребёнка в семье; выявить образовательные потребности родителей.
Идя к своим будущим воспитанникам, брала с собой заранее приготовленные приглашения и памятки, бланки анкет «Анкета - знакомство», «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ».
В ходе встречи не только знакомилась с членами семьи будущих воспитанников, но и выявляла особенности семейного воспитания:
- доверяют ли родители ребёнку;
- сильно ли опекают;
- поддерживают детскую инициативу или подавляют;
- рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он»;
- откровенны ли родители;
- легко ли вступают в контакт;
- насколько готовы родители к сотрудничеству;
- соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения).
Во время беседы интересовалась, какую информацию по вопросам воспитания, поведения и развития детей хотели бы получить родители от педагогов ДОУ.
Затем, за 10 - 15 дней до начала приема детей в группу проводила родительское собрание «В первый раз в детский сад», на котором присутствовали сотрудники ДОУ (администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старшая медицинская сестра).
Цель: познакомить родителей с участниками педагогического процесса, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием в ДОУ.
Задача: установить доверительный контакт с родителями.
На собрании родители знакомятся с режимом работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни, узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни.
Руководитель ДОУ знакомит родителей с нормативно-правовыми документами детского сада: лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ДОУ основными разделами Устава ДОУ, Положения о детском саде. Родители получают информацию: адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием педагога-психолога и для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, педагога – психолога, социального педагога. Проводится экскурсия по детскому саду. Родители знакомятся с музыкальным залом, медицинским кабинетом, кабинетом для проведения массажа, изолятором, кабинетом учителя - логопеда, социального педагога, группой. В процессе её они получают ответы на все интересующие их вопросы.
Старший воспитатель рекомендует: до прихода детей в детский сад дни формировать у них положительное отношение к нему. Рассказывает о задачах адаптационного периода.
Родители получают профессиональные консультации от педагогов специалистов (социального педагога, педагога - психолога).
Старшая медицинская сестра даёт пояснения по проведению профилактических мероприятий с детьми, о рационе питания, щадящем режиме в домашних условиях и почему дети могут заболеть в период адаптации.
Детей нового набора принимала постепенно:
- не более трёх малышей в неделю, с прогнозируемой лёгкой и средней тяжести адаптацией;
- 1 ребёнок в неделю с прогнозируемой «тяжёлой» адаптацией.
На начало недели приход новых детей не планировала, особенно с тяжёлой формой адаптацией.
Во время адаптационного периода использовала гибкость в режимных процессах: принимала детей сначала на 1 – 2 часа, затем удлиняла время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.
К детям проявляла индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
Предварительная работа с семьей дала положительные результаты адаптации (за месяц вся группа сформировалась).
Дети, которые комфортно себя чувствовали в первой половине дня, оставались на сон и вечернее время.
Как мною отмечалось ранее необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При создании предметной среды мною учитывались особенности физического и психического развития детей до трёх лет, требования ГОСТА.
В педагогическом блоке создана естественная, комфортабельная, уютная, рациональная, организованная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Предметно-развивающая среда имеет домашний вид и уют. В то же время она создана с учётом развития ребё нка по всем направлениям: физическому, познавательному, социально-личностному. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Игрушки находятся в местах, доступных для детей.
Хочется отметить, что в группе много игровых двигательных модулей. Это технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Есть машины, на которых дети могут кататься сами. Они дают детям возможность активно двигаться.
Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно - сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной.
Следует отметить, что двигательная активность моих воспитанников оказывала положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивалась эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.
Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывали положительное влияние на развитие речи.
Во время ходьбы, лазания, бега и других движений в группе и на прогулке ребёнок сталкивался с целым рядом предметов, познавая их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Малыш учился ориентироваться в пространстве, овладевая такие понятия, как «далеко», «близко», «высоко», «низко».
Правильно организованная двигательная активность способствовала формированию личности ребёнка. У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность
Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. В том числе и игровой.
Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.
Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.
Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое – водитель и пассажир.
Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В период адаптации применяла метод «песочной терапии». Как известно, песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Первые контакты детей друг с другом происходили в песочнице.
Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует : рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.
При обучении детей 1 – 3 лет рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.
При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в 2010 году удалось достичь определё нных результатов:
- лёгкая степень – 87% (+9%);
- средняя степень – 13% (-9%);
- тяжёлая – нет.
Все изложенное выше позволяет сделать вывод о педагогической эффективности охарактеризованного комплексного подхода к решению проблемы адаптации, по переходу от семейного воспитания к общественному. В 2010 году увеличилось число детей с лёгкой степенью адаптации на 9%.
Практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. Система работы по адаптации ребёнка к ДОУ даёт положительные результаты, о чём свидетельствуют отзывы родителей в СМИ «Малышевская газета» (№28 от 11.07.08, №18 от 07.05.10).
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме добилась положительных результатов и в образовательной деятельности.
Данные мониторинга 2005г. - 2010 г. показали положительную динамику освоения программного материала по направлениям развития, которая в 2010 году в сравнении с 2005 годом составила:
- физическое развитие с 87% до 100% (+13%);
- социально-личностное развитие c 93% до 100% (+ 7%);
- познавательно-речевое c 87% до 100% (+ 13%);
- художественно-эстетическое развитие c 87% до 100% (+ 13%).
Исходя из этого можно констатировать следующее:
- мною созданы условия для первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В своей педагогической деятельности за 2005 – 2010 г. г. столкнулась с рядом противоречий:
- между формами обучения и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребёнка;
- между методологическими подходами традиционной программы и использованием в педагогическом процессе новых форм организации занятий. Исходя из выше сказанного, ставлю перед собой цель на следующий межаттестационный период:
Разработать и систематизировать использование в педагогическом процессе всего многообразия игр для формирования познавательно-речевой деятельности ребенка.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Обеспечить взаимосвязь игры с познавательно – речевой деятельностью детей.
3. Создать условия для развития у детей самостоятельной игровой деятельности.
Пути решения:
- формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность;
- формирование игрового опыта детей на основе расширения и углубления знаний об окружающем;
- овладение родным языком в процессе игры;
- формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Предполагаемый результат:
Разработана и внедрена система использования в педагогическом процессе игр, способствующих познавательно-речевому развитию детей.
На основании всего изложенного в моей работе можно сделать вывод, что детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. На первый план, по моему мнению, должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии. И, действительно, как показывает опыт моей работы, постепенное вхождение ребёнка в детский сад и комфортная его адаптация к детскому саду формирует у него чувство защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Обучение детей должно строится как увлекательная программно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический процесс также включает организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Поэтому мною был сделан вывод, что заботы о детях у педагога должны быть связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Считаю, что в условиях развивающей среды ребёнок должен реализовать своё право на свободу выбора деятельности.
Что касается вопроса о нетрадиционных техниках рисования, то в своей практике учу детей, в первую очередь, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Такая свободная игра подготавливает почву для творчества, а искусство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию, анализировать ситуацию и преобразовывать её.