Светлана Доможирова
Аналитический отчет «Игра — жизненная лаборатория детства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С. Шацкий
Введение.
Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. На данном этапе обновленное содержание дошкольного образования тесно связано с личностным развитием ребенка. Актуализируется интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, дошкольный возраст рассматривается как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Аналитический отчет „Игра — жизненная лаборатория детства“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Игры для детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Основной деятельностью дошкольников, является игра. О значении игры в жизни ребёнка свидетельствует тот факт, что организация объединённых наций в «Декларации прав ребёнка» и «Конвенции о правах ребёнка» провозгласила игру неотъемлимым правом ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (пункт 2.7) о видах детской деятельности сказано: «для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)». Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». В век инновации и модернизации образования, развивающему обществу нужны социально развитые личности.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Для большинства ребят группа детского сада является первым детски обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений.
Надо научить ребёнка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам, научиться общаться друг с другом и с взрослыми. Поэтому я поставила перед собой задачу: через игру способствовать позитивной социализации детей с первых дней пребывания в детском саду. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли наметить мне конкретные пути работы с каждым ребёнком. В течении межаттестационного периода моя педагогическая деятельность включала следующее направление работы: формирование позитивной социализации у детей дошкольного возраста средствами сюжетно – ролевой игры. Я перед собой поставила следующие задачи:
1. Проанализировать программно – методическое и нормативно – правовое обеспечение.
2. Изучить возможности сюжетно – ролевой игры в формировании позитивной социализации, развитии личности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и внедрить в образовательный процесс современные технологии, методы и приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста.
4. Организовать развивающую среду в группе, в соответствии с ФГОС ДО.
5. Грамотно выстроить взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ и социальными партнёрами.
1. Анализ результатов деятельности за межаттестационный период.
Анализ основных нормативных документов определяющих приоритеты развития дошкольного образования показал, что образовательный процесс должен строиться на принципах развивающего обучения, на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная общеобразовательная программа должна укреплять здоровье воспитанников, формировать целостную картину мира и позитивное эмоциональное отношение, основы социальной и жизненной адаптации ребенка.
В пункте 2.6 ФГОС ДО раскрыто содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие» : «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации». Также в целевых ориентирах данного документа говорится, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Другими словами можно сказать, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать позитивной социализацией. Под социализацией понимается процесс передачи знаний о мире от одного человека к другому. Социализация начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни – по мере взросления, человек примеряет на себя новые социальные роли и вступает в различные социальные взаимодействия. Иногда социализация протекает легко и с удовольствием, но порой является суровым столкновением с действительностью.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Позитивная социализация является базой для развития ребенка, потенциал которого может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях, при помощи механизмов позитивной социализации – а именно, в первую очередь, прочной и безопасной привязанности между ребенком и родителями, которая выступает надежной базой для гармоничного развития и своевременного освоения различных навыков, в том числе, социальных.
Таким образом, можно сказать, что развитие позитивной социализации является одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании, поскольку именно социализация лежит в основе познавательной мотивации и детской инициативности. Для нашего детского сада работа по позитивной социализации является актуальной еще и потому, что детский сад имеет приоритет - социально-личностное направление развития детей.
МАДОУ № 6 работает по программе «Успех». А также вариативная часть образовательной программы представлена программами «Мы живём на Урале» и «Азбука безопасности».
2. Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании позитивной социализации и развитии личности детей дошкольного возраста.
Особенности социализации старших дошкольников заключаются в создании необходимых и достаточных психолого-педагогических условий:
-включение детей в освоение социального опыта в процессе совместной деятельности (приобретение навыков совместной деятельности);
-создание ситуации успеха (формирование уверенности в себе, чувства собственного достоинства, позитивного отношения к миру, понимание эмоционального состояния окружающих и т. п.)
-развитие рефлексивных навыков, стимулирующих интерес ребенка к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др. ;
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как ведущего средства социализации старших дошкольников заключается в особенностях целеполагания, содержания и организации сюжетно-ролевых игр:
-сюжетно-ролевые игры старших дошкольников имеют коллективный характер;
-игра строится по предварительному плану, который обсуждается коллективно и принимается в группе детей;
-содержание игр в большей степени касается поло-ролевых отношений, принятых в обществе;
-спонтанная игра направляется и управляется лидером, которым становится один из детей, входящих в круг предпочитаемых или «звезда»;
-в игре могут возникнуть конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом взаимодействии переводятся в образовательную задачу, способствующую приобретению навыков разрешения проблемы;
-успешность игровой деятельности зависит от личностных качеств каждого ребенка, в особенности от степени развития коммуникативных умений;
-в процессе сюжетно-ролевой игры происходит обогащение жизненного опыта детей и развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
-сюжетно-ролевые игры формируют у детей такие качества как, общительность, чуткость, доброта, взаимопомощь необходимые для жизни в коллективе.
Результативность социализации старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры обеспечивается:
-целевым конструированием социально-ориентированного содержания ролевых игр, которое способствует социальному обучению, самопознанию, самореализации;
-педагогическим обеспечением социально-развивающего общения дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом;
-созданием социализирующей среды, способствующей активизации социального опыта старших дошкольников
Наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей старшего возраста в детском саду в различных видах деятельности показало, что у некоторых детей есть проблемы в социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, агрессивность, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство, конфликтность, недостаточное развитие знаний и игровых умений, влияющих на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений. Не все дети обладают опытом дружеского общения, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь, навыков самоорганизации, инициативы, творчества, чувства ответственности, общительности, умения коллективного планирования деятельности и т. д.
Решить существующие проблемы в социализации детей может помочь реализация следующих задач:
-совершенствование коммуникативной сферы и формирование навыков общения;
-формирование социально приемлемых форм поведения и усвоение моральных норм;
-формирование позитивных коллективных взаимоотношений;
-обогащение жизненного опыта детей, развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества;
-включение всех детей в творческие сюжетно-ролевые игры;
-создание социализирующей среды, способствующей творческой активизации социального опыта старших дошкольников.
Решение этих задач социализации посредством сюжетно-ролевой игры предполагает:
-формирование у детей старшего дошкольного возраста системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
-создание педагогических условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры, более полно использовать воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры;
-активное участие воспитателя в организации игр (смена позиций воспитателя и его активности в руководстве игрой в зависимости от социального опыта детей).
Успешное решение задач дает возможность повысить потенциал сюжетно-ролевой игры, а, следовательно, сделать процесс социализации успешным и эффективным.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Мною широко используется похвала за положительное поведение в игре и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
Для более успешной социализации необходимо сориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами. В результате проявляется интерес и пристальное внимание к партеру на протяжении всей игры. Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более высоких, качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют процессу их социализации.
Развитие коллективных способов общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются социально приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется социальная компетентность, проявляется новое психологической образование – социальное мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и т. д.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
-сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей;
-сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
-сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
-детально продумана предметно-игровая среда;
-заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.