аноним
Аналитические материалы по результатам контроля в ДОО
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы ДОО. Главные инструменты выполнение данной функции – наблюдение, проверка всех направлений деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. 2
Публикация «Аналитические материалы по результатам контроля в ДОО» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и оптимального использования достоверной и своевременной информации о состоянии всей управляемой системы, определение того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и принципами, полученными распоряжениями руководства, имеющимися законами и нормативами.
Любой контроль в ДОО организуется и проводится в определенной последовательности.
Предлагается использовать следующий алгоритм контроля :
Цель – объект – разработка плана – сбор информации - первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций. 9
Основной целью контроля является соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования.
Задачи контроля :
- осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению в пределах своей компетенции;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности отдельных работников;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению педагогического опыта.
- анализ результатов реализации законодательства и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике. 8
Осуществление контроля включает несколько этапов:
1. Подготовительный (продумывается стандарт деятельности, которая будет контролироваться, продумывается подробный план контроля).
2. Диагностический (выявление и измерение реального положения дел и сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, требованиями).
3. Аналитический – анализ и оценка собранной информации, определение факторов, обусловивших достигнутые результаты. Важность этого этапа состоит в необходимости систематизации всей информации, полученной в ходе контроля и её аналитической обработки. Важно выделить не только недостатки работы, но и проанализировать их причины. Наряду с недостатками, необходимо выявить успехи, достижения сотрудников по различным направлениям деятельности.
4. Заключительный этап (разработка и осуществление действий на основе полученных результатов). Обобщаются и формулируются выводы, управленческие решения, определяется практическая помощь педагогам, даются рекомендации по развитию опыта. 2
Памятка анализа деятельности педагогов и детей по педагогическому процессу:
1. Умение кратко и четко записать результаты, полученные в ходе наблюдений
2. При наличии отрицательных результатов, которые дополнительно возникли в процессе наблюдения обязательно обратить на них внимание и в анализе отразить
3. Перед наблюдением необходимо за 2-3 дня сообщить педагогу с какой целью проводится проверка и ознакомить со схемой.
4. Не откладывая на долгое время проанализировать просмотренное занятие (или какой-то отрезок дня) вместе с педагогом и записать в индивидуальную карту наблюдения
5. Дать конкретные рекомендации и через определенный срок провести анализ их применения.
В управленческой и методической литературе, в интернет-источниках можно найти много разработанных схем, которые достаточно подробны, но именно это их свойство и помогает мне, как руководителю, отследить все стороны и нюансы организации образовательной работы, а педагогам – еще раз вспомнить методику работы, подумать, как эффективно использовать те или иные приемы или формы работы.
Пример: как описать результаты контроля организации работы по обучению ПДД.
Поставлены задачи: определение уровня сформированности знаний безопасности у детей; анализ эффективности использованных методов и приемов работы с детьми.
При анализе необходимо ответить на вопросы: Сформированы ли знания по ПДД у детей в каждой возрастной группе (Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование основ безопасности окружающего мира природы? Реализуются ли задачи по формированию ПДД на занятиях, вне занятий, в свободной деятельности? Какова эффективность используемых форм работы с детьми?
Для различных видов и форм контроля можно использовать предлагаемые в литературе, интернет-источниках карты-схемы и комплексные планы контроля, рекомендации, планы работы с педагогами по результатам, возможно, которые далеко не совершенны, поэтому каждый практикующий руководитель может их изменить, дополнить, усовершенствовать.
По результатам оперативного и планового контроля можно создавать единую справку, за месяц. Так, за год – 12 справок, в соответствии с планом-графиком контроля. В этих справках указываются виды образовательной деятельности для контроля, описывается состояние дел, определяются рекомендации, назначается повторный контроль, намечается работа с педагогами.
Пример:
Справка по результатам планового и оперативного контроля за июнь г.
Согласно плана-графика в июне проверено:
• Организация наблюдений на прогулках (повторный контроль).
• Санитарное состояние участков и игрового оборудования.
• Организация совместной и самостоятельной деятельности с детьми на прогулке.
• Двигательная деятельность детей на прогулках.
• Планирование образовательной работы.
Результаты изучения деятельности педагогов:
1. Организация наблюдений на прогулках (повторный контроль).
Изучение работы воспитателей ___при организации прогулок даёт возможность оценить профессиональные умения педагогов, умение исправлять ошибки, выявленные в ходе предыдущего контроля. Воспитатели недостаточно уверенно владеют методикой организации деятельности детей на прогулке, нерегулярно проводят наблюдения, не знают полную структуру прогулки, и, как следствие не организуют содержательную педагогическую деятельность. Вопросы организации прогулки изучены слабо, рекомендациями по структуре, содержанию не пользуются (даны распечатки алгоритма прогулки, содержание наблюдений прописаны).
Результаты тематического контроля по отдельным компонентам, указанным в плане проведения, удобно фиксировать в схемах. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на методических мероприятиях или педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в схемах или в общей справке.
Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля.
I. Первая часть – вводная. В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:
- предмет изучения;
- сроки изучения;
- тема контроля;
- цель и объект контроля;
- методы контроля;
- кто проверяет.
Пример.
«Согласно годовому плану работы МДОУ «Детский сад №» на 2011 – 2012 учебный год в период с 24 по 28 февраля 2021 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в средней группе № 1 и старшей группе № 2»
Цели контроля :
• выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,
• наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.
Объект контроля : система образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в средней группе № 1 и старшей группе № 2.
Методы контроля : наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.
Проверяющий: заведующий (старший воспитатель, психолог, воспитатель)
II. Вторая часть – аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».
Здесь рассматриваются:
- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;
- достоинства и недостатки его решения;
- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;
- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Пример. «В обследовании приняли участие 20 детей средней группы № 1, 20 детей старшей группы № 2. В ходе проверки были выявлены следующие количественные показатели (Таблица 1) : (ниже приводится таблица (это количественный анализ результатов проверки).
Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:
- у 80% детей средней группы № 1 и у 82% детей старшей группы № 2 сформированы навыки культуры поведения в быту;
- в средней группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено частым отсутствием детей на время болезни, отсутствия по уважительной причине и гиперопекой родителей, отсутствие единых требований у педагогов.
- в старшей группе № 2 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 45% детей, на среднем уровне – у 37% детей, на низком уровне – у 18% детей, что свидетельствует о тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников по формированию навыков культуры поведения, системе работы всех сотрудников группы (это качественный анализ результатов проверки).
III. Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогам?». Здесь необходимо:
- обобщить результаты анализа, сделать выводы;
- определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;
- указать сроки и формы подведения итогов;
- поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;
- проставить дату составления справки. 8
В ходе проведения тематического контроля в соответствии с планом проведения контроля, изучается вопрос с разных сторон: знания детей, планирование, РППС, работа с родителями, взаимодействие специалистов по данному вопросу. Создаются информационные и аналитические справки сотрудниками, привлекаемыми для контроля. Итоговая справка создаётся заместителем по УВР, старшим воспитателем на основании изучения всех материалов, создаваемых по результатам контрольной деятельности.
По результатам контроля разрабатываются рекомендации педагогам по созданию условий, содержанию работы по исправлению недочётов.
Примеры рекомендаций воспитателям по итогам контроля работы по развитию у детей инициативы, самостоятельности в театрализованной деятельности:
- Уделите особое внимание планированию мероприятий по развитию у детей инициативы, самостоятельности при разыгрывании сказок. Проводите ООД, направленную на развитие этих свойств личности ребенка, а также организуйте разнообразную работу в режиме дня.
- Подбирайте разные приемы и методы развития у детей инициативы, самостоятельности в театрализованной деятельности, в том числе нетрадиционные.
- Уделяйте внимание развитию у детей инициативы, самостоятельности в разных видах деятельности: в игровой, творческой; общении детей со взрослыми и сверстниками.
- Организуйте мероприятия с родителями по вопросам развития у детей инициативы, самостоятельности, проводите консультации, вовлекайте их в образовательную деятельность, совместные детско-родительские проекты.
- Уделите особое внимание созданию в группе РППС, которая будет способствовать развитию у детей инициативы, самостоятельности творческой деятельности, публичных выступлений (организуйте разные центры детской активности, предоставляйте детям возможность выбора вида деятельности и партнера, вносите изменения в РППС).
Может быть составлен план по результатам проверки.
План работы с воспитателями по результатам проверки плана образовательной работы в группе (примеры формулировок) :
- Дать задание педагогам составить список сюжетно-ролевых игр для ознакомления с трудом взрослых.
- Провести индивидуальные беседы, консультации по интеграции разных видов деятельности детей в ходе трудового воспитания
- Обсудить с педагогами разные дидактические игры и варианты, когда их можно использовать на занятиях по трудовому воспитанию.
- Провести семинары-практикумы, чтобы познакомить педагогов с нетрадиционными формами работы.
- Провести консультации, как организовать совместные с родителями досуги и занятия по трудовому воспитанию детей.
- Провести консультации с педагогами по вопросам обучения детей навыкам самообслуживания.
- Провести консультации с педагогами по вопросам формирования у детей умений и навыков общественно-полезного труда.
- Провести семинар-практикум и обсудить с педагогами правила организации совместной деятельности детей.
- Подготовить памятки по организации совместной трудовой деятельности детей в группе.
- Дать индивидуальные задания по организации дежурства детей в группе.
- Обсудить и запланировать мероприятия по трудовому воспитанию детей совместно со специалистами ДОО.
На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков
педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение.
Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять.
В зависимости от этого и формулируются решения педсовета:
• если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
• при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
• недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
• при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т. д. ;
• если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения. 6
На протяжении длительного время в практику работы ДОУ помимо административного контроля входит взаимоконтроль, самоанализ и самооценка участников педагогического процесса. Это могут быть педагоги, работающие на доверии, имеющие большой опыт работы, значительные профессиональные успехи. Привлечение педагогов к таким формам контроля способствует демократизации контроля, повышению их педагогической компетенции и развитию творческого потенциала. Для успешного анализа педагогами своей деятельности или деятельности коллег разрабатываются специальные карты самоанализа, анкеты и др. материалы, Которые может использовать руководитель при составлении общей справки по результатам контроля. 10
Таким образом мы видим, что функция контроля является важной
составляющей управления качеством образования и эффективность ее во
многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также
необходимых условий его проведения.
Литература
1. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ Текст / С. Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. – 2004. 64 – № 3. – С. 82-85.
2. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ Текст : контроль – диагностическая функция / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
3. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ Текст : анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М. : Сфера, 2005. – С. 96.
4. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ Текст : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 192 с.
5. Голицына, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ Текст / Н. С. Голицына. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 104 с. 14. Гуз, А. А. Система контроля в дошкольном учреждении Текст : учебно-методическое пособие / А. А. Гуз. – Минск, 2010.
6. Корепанова, М. В. Контроль функционирования и развития ДОУ Текст / М. В. Корепанова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 78 с.
7. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Текст / Автор-составитель О. А. Скоролупова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 160 с.
8. Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях Текст /под ред. В. С. Басюка, Е. А. Мухарской. - ООО Национальный книжный центр, 2011. – 160 с.
9. Роньжова, Н. В. Система контроля как условие управления образовательной организацией Текст / Н. В. Роньжова // Молодой ученый. – 2016. – № 20. – С. 726-728.
10. Скоролупова, О. А. Тематический контроль в ДОУ Текст / О. А. Скоролупова. – М. : Скрипторий, 2003.
11. Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием Текст : учебное пособие / А. Н. Троян. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
12. Хабибуллина, Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения Текст / Р. Ш. 70 Хабибуллина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – (Серия «Управление ДОУ»).