Наталья Углова
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Основным направлением моей педагогической деятельности является работа над темой: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через проектную деятельность».
В последние годы по ряду показателей выяснилось, что:
- повысился уровень хронически больных детей;
-ухудшилась экологическая обстановка, что сказывается на здоровье будущих матерей;
- у родителей остается все меньше времени на общение со своими детьми, в связи с социально-экономическим проблемами;
- все больше времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора.
Публикация «Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности» размещена в разделах
Вышеуказанные проблемы являются причиной возникновения у детей различных проблем развития, в том числе в развитии связной речи (и монологической, и диалогической). Это приводит к появлению трудностей в общении с окружающими, в социализации дошкольника, в последующем – к появлению трудностей в усвоении школьной программы. Все это требует специального внимания и соответствующей целенаправленной педагогической работы.
Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Все это привело к выбору методической темы: «Развитие связной речи старших дошкольников через проектную деятельность».
Понимая значимость работы по развитию связной речи детей, целенаправленно работаю над созданием педагогических условий решения данной проблемы, ищу новые современные методы и приемы адекватные возрасту воспитанников. Работаю в тесном сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения – в первую очередь с логопедами, а также с психологом, музыкальным руководителем и педагогом по изодеятельности.
Цель: развитие связной речи старших дошкольников через проектную деятельность при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса (ребенок, родители, педагоги ДОУ).
Для достижения поставленной цели мною поставлены следующие задачи:
1. Проектировать педагогическую деятельность в соответствие с современными требованиями к дошкольному образованию; выстраивать систему работы по самообразованию через изучение требований ФГОС ДО.
2. Изучать современный педагогический опыт по данному вопросу, апробировать, совершенствовать опыт работы ведущих специалистов по данной теме.
3. Обеспечивать высокое качество образовательных услуг через совершенствование инновационной деятельности, внедрение в педагогическую практику проектной деятельности.
4. Совершенствовать предметно-пространственную и речевую среду.
5. Привлекать к тесному сотрудничеству родителей дошкольников и педагогов-специалистов.
В результате выполнения намеченных действий, на основании мониторинга педагогической деятельности, анализа выполнения вариативных программ, реализации педагогических проектов, можно констатировать, что поставленные задачи успешно решаются.
Прежде всего, при реализации поставленных задач происходят позитивные устойчивые изменения в развитии связной речи детей. Мониторинг индивидуальных достижений моих воспитанников, включающий в себя показатели как результативные, так и процессуальные, показывает стабильно высокий результат, повышение уровня развития связной речи. Рост уровня в среднем составляет от 45% до 60%.
Работа по развитию связной речи через проектную деятельность строится с учетом новых требований ФГОС к дошкольному образованию, носит интегративный характер, так как каждое мероприятие осуществляется в рамках реализации различных образовательных направлений (речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Учителя начальной школы отмечают, что выпускники ДОУ активны, любознательны, с хорошо развитой связной речью. Они легко переходят на следующую возрастную ступень, обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
В результате целенаправленной работы были выявлены следующие показатели:
1. К моменту поступления в первый класс дети имеют достаточно высокий уровень овладения связной речью.
2. Обеспечены условия для формирования познавательно-речевого развития детей через внедрение современного проектного метода в воспитательно-образовательный процесс;
3. Сформирована мотивация на совместную работу родителей, педагогов ДОУ в вопросах развития связной речи через проектную деятельность;
4. Мониторинг уровня усвоения детьми образовательной области «Речевое развитие» свидетельствует о положительной динамике.
В результате работы у детей повышается уровень функциональных возможностей, дети коммуникабельны, открыто вступают в диалоги со сверстниками и взрослыми, владеют основами монологической речи, могут защищать проекты с небольшой помощью взрослого или самостоятельно.
Мною, в тесном сотрудничестве с педагогами ДОУ и родителями воспитанников, составлены и реализованы следующие педагогические проекты:
«Мы дружим с цифрами»;
«Выпуск журналов группы»;
«Моя семья»;
«Ребята о зверятах»;
«История возникновения куклы»;
«Ознакомление с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка и его литературным циклом «Алёнушкины сказки»;
«Вдохновение Зимы»;
«Национальная культура народов Урала»;
«Страна Формандия»;
«Лето-яркая пора, дружит с книгой детвора».
Хочется отметить, что к релизации последнего проекта «Лето-яркая пора, дружит с книгой детвора», были приглашены заинтересовавшиеся воспитатели 4 групп. В следствии этого проект получился ярким и многогранным.
В ходе реализации педагогических проектов использую различные формы работы, методы, приемы. Это разные по форме и по содержанию занятия, речевые игры и упражнения, праздники и развлечения, семейные и детские презентации, литературные марафоны, работа в творческой мастерской, участие детей в интернет конкурсах и викторинах. Сама также являюсь успешным участником в интернет - конкурсах с различными проектами и имею соответствующие дипломы. Результатами своей деятельности считаю достаточный уровень развития связной речи по итогам диагностического обследования, высокий уровень познавательной активности, улучшение взаимоотношений между всеми звеньями пед. процесса.
Результаты проектов представляются на пед. советах ДОУ, на открытых мероприятиях для учителей, часть из них освещена в местной прессе, в изданиях «Салдинский рабочий», «Городской вестник».
Я активно работала над подбором критериев и показателей, обеспечивающих результат деятельности детей по овладению старшими дошкольниками связной речью. Результаты были представлены образовательному сообществу ДОУ.
Владея современными технологиями обучения и эффективно применяя их в практической педагогической деятельности, я составила и апробировала элективную программу по теме основы чтения и подготовка к обучению письму, за которую 28.08.2012г. получила сертификат участника 1 муниципальной выставки научно-методических материалов «Инновационные педагогические идеи» и стала участником в выставке инноваций в системе образования Горнозаводского округа.
Участвовала в выставке инноваций в системе образования Горнозаводского округа 2012г.
Участвовала в семинаре-практикуме «Зачем человеку сказка». Семинар состоялся 22.04.2009 г, продолжительность 2,5 часа.
Являюсь участником областной научно-практической конференции «Организационные и содержательные аспекты деятельности детских школ искусств в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных организаций».
Более10 лет являюсь педагогом «Школы раннего развития».
Сообщаю о себе следующие сведения: в 1991 году окончила Нижнетагильское педагогическое училище № 1 по специальности «Дошкольное воспитание» с присвоением квалификации «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Стаж педагогической работы по специальности 25 лет, в данной должности 25 лет, в данном учреждении 25 лет.
Имею следующие награды:
Благодарность МДОУДСКВ № 44 за третье место в конкурсе на лучший участок «Цветочная поляна» 2009 г.
Благодарность МДОУДСКВ № 44 за качественную подготовку выпускников к школе 2011 г.
Благодарность МДОУДСКВ № 44 за пропаганду и внедрение инновационных технологий в образовании и участие в выставке инноваций в системе образования Горнозаводского округа, 2011
Благодарность МДОУДСКВ № 44 за активное участие в акции «10000 добрых дел» 2011 г.
Почетная грамота МОУОКМПиС за высокий уровень подготовки детей выпускников, 2011 г.
Диплом МДОУДСКВ № 44 за активное участие в «Кроссе наций», 2011 г.
Грамота МДОУДСКВ № 44 «В связи с празднованием Дня воспитателя и дошкольного работника» 2011 г.
Сертификат участника 1 муниципальной выставки научно-методических и программно-дидактических материалов «Инновационные педагогические идеи» за элективную программу «Основы чтения и подготовка к обучению и письму», 2012 г.
Грамота МОУОКМПиС за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и инновационную деятельность в МДОУДСКВ № 44 «Солнышко», 2013 г.
Благодарность МДОУДСКВ № 44 за лучшую роль ведущего новогоднего утренника 2013 г
Сертификат координатора конкурса «Радуга – малышка», 2013 г.
Диплом МДОУДСКВ № 44 за подготовку детей к конкурсу стихов, 2013 г.
Сертификат участника международного интернет - конкурса «Идет волшебница зима», 2014
Благодарность МДОУДСКВ № 44 за активное участие в мероприятиях проводимых в рамках «Недели психологии» и сотрудничество с родителями воспитанников, 2014 г.
Диплом лауреата общероссийского конкурса «Рисунки, поделки из ладошки», 2014 г.
Благодарность родителей группы за высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, заботу, внимание, индивидуальный подход к каждому ребенку, доброту и теплоту, 2014 г.
Сертификат куратора мероприятия II Всероссийская олимпиада по математике для 1-2 классов «Вот задачка», 2014 г.
Грамота МБДОУДСКВ № 44 за проведение семейной гостиной «Вдохновение зимы» на логопедической неделе», 2014 г.
Грамота МБДОУДСКВ № 44 за суперактивное участие в новогодних утренниках, 2014 г.
Диплом дипломанта Всероссийского творческого конкурса «Рассударики», номинация «Детские исследовательские и научные работы и проекты». Работа «Творческий проект «Сочини свою сказку»», 2014
Диплом участника Всероссийского творческого конкурса «Рассударики», номинация «Детские исследовательские и научные работы и проекты». Работа «Творческий проект «Пословицы и поговорки о здоровье в рисунках»», 2014
Диплом МДОУДСКВ №44 за активное участие в «Неделе психологии», 2015г
Грамота Администрации Городского округа Нижняя Салда за активное участие в подготовке мероприятия –конкурс «Песни военных лет 1941-1945», 2015 г
Сертификат эксперта детских проектов научно-практической конференции малышей МОУ Гимназия, 2015 г.
Благодарность учителя-логопеда МБДОУ № 44 «Солнышко» за сотрудничество и активное участие в коррекционном процессе, 2015 г.
Грамота управления образования администрации Городского округа Нижняя Салда за успешную подготовку детей к школе и высокие показатели экспертизы качества образованности выпускников, 2015 г.
Благодарственное письмо негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр» за подготовку призера и педагогическое мастерство в Международном конкурсе творческих работ «Парад новогодних ёлочек», 2016 г.
Диплом II Всероссийского конкурса «Творчество умников и умниц» в номинации «Изобразительное искусство» за коллективную работу «Пожарные спешат на помощь», 2016 г.
Диплом участника региональной премии в области развития образования, за участие в региональном этапе конкурса «Серебряная сова», 2016 г.
Сертификат куратора за подготовку победителей во II Всероссийской литературной викторине «По сказкам К. И. Чуковского», 2016
Благодарственное письмо главы городского округа Нижняя Салда за многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Дня города, 2016 г.
Сведения о повышении квалификации.
2009 г, - семинар-практикум «Зачем человеку сказка»: встреча со сказкой – вариант игрового обучения. Мастер-классы в технике «тестопластика», «быстрокукла», приемы и изображения сказочного летнего пейзажа;
2012 г. - участник 1 муниципальной выставки научно-методических и программно-дидактических материалов «Инновационные педагогические идеи» за элективную программу «Основы чтения и подготовка к обучению и письму»;
2014 г., НЧУПОО «УИП-21век» «Совершенствование деятельности педагогических работников дошкольных учреждений в соответствии с новыми требованиями» 72ч. № 001990
2014 г. – областная научно – практическая конференция «Организационные и содержательные аспекты деятельности детских школ искусств в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных организаций»
10.04.2016г. Всероссийский вебинар Валасиной А. В. «Шиворот-навыворот: речевые задачи-перевертыши для развития мышления, речи и творчества». Сайт: «Родная тропинка».