Оксана Кононова
Аналитическая справка тематической проверки «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тематической проверки: определение уровня качества организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении по формированию элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по развитию элементарных математических представлений у детей.
Задачи:
Публикация «Аналитическая справка тематической проверки „Формирование элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
изучить условия, созданные в группах для организации взаимодействия с семьями воспитанников;
определить профессиональные умения и затруднения педагогов по развитию элементарных математических представлений у детей;
выявить систему планирования работы по развитию элементарных математических представлений у детей. ;
определить перспективы.
Сроки проведения: с 18.11.19 г. по 27.11.19 г.
В соответствии с годовым планом МАДОУ на 2019/20 учебный год, приказом дошкольного учреждения от 13.11.2019 № 239-ОД «О проведении тематического контроля «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей» была проведена тематическая проверка с 18.11.19 г. по 27.11.19 г. в группах дошкольного учреждения. В проверке участвовали исполняющий обязанности заведующего дошкольным учреждением Зонова О. В., исполняющий обязанности заместителя заведующего (ВМР) Кононова О. В., педагог-психолог Казакова О. И.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Для эффективности проведения тематического контроля использовались следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
1. изучение документации педагогов;
2. создание предметно-развивающей среды в группах;
3. наблюдение за педагогическим процессом;
5. работа с родителями.
Содержание контроля:
1. Оценка планирования работы воспитателя.
В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы образовательной деятельности с детьми. В группах дошкольного учреждения есть в наличии Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Эта программа представлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. В Рабочей программе раскрыто содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям, цели и задачи, а также определена система работы по разделу «Формирование элементарных математических представлений». В Рабочей программе на весь учебный год представлено комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО. Одна тема планируется на три недели. Рабочие программы в дошкольном учреждении по всем возрастным группам оформлены эстетично в печатном варианте.
Анализ календарного планирования работы по формированию элементарных математических представлений свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. Занятия проводятся и планируются в группах дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по книге Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений» по возрастам.
Организованная образовательная деятельность ведется в соответствии с планированием, в котором предусмотрено различные виды деятельности по ФЭМП:
• Дидактические игры: «Подбери фигуру», «Который по счету», «Подбери по форме» (группа № 01); «Сложи узор», «Назови соседей», «Магазин», «Части суток» (группа № 02); «Пирамидки», «Веселые грибочки» (группа № 05); «Один –много», «Найди свой домик», «В мире чисел», «Найди себе место», «Отгадай число» (группа № 08); «Волшебный сундучок», «Сосчитай и дорисуй», «Третий лишний», «Угости зайчат» (группа № 07).
• Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (группа №07).
• Игровые упражнения: «Сосчитай колечки у пирамидки» (группа № 08)
• Индивидуальная работа с детьми: д/и «Назови число», состав числа (группа №02); разложить предметы по форме (кубик, шарик) (группа № 05); д/и «Счетная мозаика», «Когда это бывает» (группа №08); закрепить умения выделять пространственные отношений (вверх-вниз, направо-налево, вперед-назад, закрепить знания о геометрических фигурах (группа № 07); д/и «Угадай цифру», закрепление порядкового счета (группа № 01).
• Работа с родителями: запланированы родительские собрания в группах по теме «Годовые задачи образовательной деятельности», где воспитатели раскрывают задачи на учебный год по формированию элементарных математических представлений.
Выводы: планирование ведется воспитателями на среднем уровне. Не достаточна отражена, либо вообще не запланирована работа с родителями по данной теме.
Рекомендации: планировать настольные, сюжетно-ролевые игры, а также физминутки, считалочки чтение художественной литературы, праздники и развлечения с математическим содержанием.
2. Оценка создания условий в группе.
Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется «Центр занимательной математики», где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал: развивающие и дидактические игры, типографские и изготовленные самими воспитателями. Организация математических центров в группах отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием.
В проверяемый период отмечаю достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.
Рекомендации: воспитателям контролировать рабочее состояние уголка, составить картотеку математических игр.
3. Оценка профессиональных умений воспитателя.
Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности показал, что педагоги на достаточном уровне владеют разнообразными современными методами обучения и воспитания детей. Педагоги готовы к занятиям, которые проходили в игровой занимательной форме, созданы условия для проведения занятий: в наличии конспект занятия, демонстрационный, раздаточный материалы, выполнены санитарно-гигиенические требования, проведены физминутки, длительность занятий соответствует возрастным нормам.
Во время проверки воспитатель старшей группы № 06 Желнова Эмма Владимировна провела занятие по ФЭМП, тема «В гости к Осени». В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее, с самого начала воспитатель привлекла внимание детей к теме занятия и удерживала внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности. Речь воспитателя была четкой, ясной и эмоционально окрашенной, материал излагала в доступной и понятной форме. Педагог побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, замечала ответы каждого и использовала метод «проговаривания правильного ответа ребенка». На протяжении всего занятия прослеживалась сюжетная линия. С детьми проведены дидактические игры: «Божьи коровки», «Собери грибочки» и др. ; проведена практическая работа: образование числа при помощи присчитывание и отсчитывание по 1 (выкладывание грибочков на полоске, а также ориентировка на листе бумаги (дети по памяти выкладывали предметы на листе бумаги). Воспитатель подвела итог занятия через эмоциональное впечатление детей – «Понравилось или не понравилось занятие». В качестве сюрприза от Осени дети получили сладкие «грибочки». Занятие прошло на высоком уровне.
Воспитатель средней группы № 08 Губанова Дарья Сергеевна провела дидактическую игру «Собери фигуру». В гости к детям пришел Колобок и принес счетные палочки. Дети вместе с Колобком считали палочки, называли цвет, из палочек выкладывали геометрические фигуры. Дарья Сергеевна провела с детьми пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин». Темп речи воспитателя умеренный, материал излагался эмоционально, инструкции были недостаточно четкими. В течение всей дидактической игры дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности. Психологическая атмосфера была спокойная, эмоционально-положительная. В затруднительных моментах воспитатель оказывала своевременную помощь детям. Дарья Сергеевна не подвела итог дидактической игры. Занятие прошло на среднем уровне.
В средней группе № 03 Мякинкина Ольга Юрьевна вместе с детьми на занятии совершили математическое путешествие с Колобком. На занятие дети отгадывали загадку про Колобка, вспомнили сказку и согласились помочь Колобку добраться домой. Детям, на пути к дому Колобка встречались герои сказок, которые предлагали им выполнить математические задания. Сюжетная линия прошла по всему занятию. После выполнения заданий детьми воспитатель проверяла качество выполнения заданий. В затруднительных моментах, воспитатель оказывала своевременную помощь детям, учитывая их индивидуальные особенности. Для получения обратной связи Ольга Юрьевна использовала метод поощрения, ласковое слово, мимику, жесты, интонационные паузы. В течение всего занятия дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности. Занятие прошло на достаточном уровне.
Во время тематической проверки воспитатель подготовительной группы № 02 Магеррамова Елена Петровна провела серию дидактических игр «Веселая математика». Дидактическая игра началась с игры в мяч «Ответь на вопрос». Воспитатель в своей работе использовала интерактивные формы работы, во время дидактической игры использовалась интерактивная доска. Использование ИКТ помогли педагогу сделать игру интересной, с одной стороны, а с другой стороны, увлекательной, разнообразной по форме. Елена Петровна эффективно решила проблему наглядности обучения, расширила возможности визуализации учебного материала, сделала его более понятным, доступным для воспитанников. Детям была дана возможность самостоятельно исправить свои ошибки в игре.
Перед использованием интерактивной доски нужно заранее включить и проверить ее исправность. Занятие прошло на среднем уровне: речь воспитателя была эмоциональная, выразительная. Дети были заинтересованы, внимательны, активны, организованы.
Воспитатель старшей группы № 01 Беляева Татьяна Александровна провела с детьми дидактическую игру «Путешествие в зимний лес». Программное содержание материала дидактической игры соответствует возрасту. Цель игры продумана, обоснована. С детьми провели игру «Собери елку», пальчиковую гимнастику «Птица». Тон педагога был спокойный, выразительный, объяснения четкие и последовательные. Дети играли с удовольствием, были эмоциональны, воспитатель не смогла сохранить интерес к дидактической игре. Татьяна Александровна не подвела совместно с детьми итог дидактической игры, детей нужно приучать к самооценке (взаимооценки) результатов деятельности. Дидактическая игра прошла на среднем уровне.
Выводы: занятия в группах №№ 01, 02, 03, 06, 08, по формированию элементарных математических представлений у детей прошли на достаточном уровне.
4. Оценка форм взаимодействия с родителями.
Форма работы воспитателей через родительские уголки является традиционной. В родительских уголках достаточно интересной и нужной информации. Предлагаемый материал доступен, краток, эстетически оформлен. Анализ материалов родительских уголков показал, что во всех возрастных группах имеются консультации для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей «Как научить ребенка считать?», «Веселая математика дома» и др.
Воспитатели групп периодически обновляют информационные стенды.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Вывод по тематической проверке: на основании выше изложенного можно сделать выводы, что в целом работа воспитателей всех возрастных групп по формированию элементарных математических представлений у детей ведется планомерно, целенаправленно и систематически. Образовательный процесс в группах строится на основе типовой программы под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе формирования математических представлений у дошкольников педагоги использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, включающий в себя: игры, элементарные опыты, моделирование, решение проблемных ситуаций. Однако, в календарных планах не достаточна отражена, либо вообще не запланирована работа с родителями по данной теме. Воспитатели не планируют настольные, сюжетно-ролевые игры, а также физминутки, считалочки, чтение художественной литературы, праздники и развлечения с математическим содержанием.
Таким образом, работа педагогического коллектива по формированию элементарных математических представлений у детей ведется на достаточном уровне. Педагогам нужно принять во внимание, что педагогические условия по формированию математических представлений у детей заключаются в повышении компетентности педагогов, зависят от объема и уровня их педагогических компетенций. Также зависят от уровня созданной в соответствии с ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении и объема работы по взаимодействию с родителями.
На основании детального анализа работы по формированию элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах, воспитателям рекомендовано:
1. Педагогам дошкольного учреждения систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений, решению математических задач.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели
2. В календарном плане регулярно отслеживать и планировать предварительную работу, разные виды игр, особенно сюжетно-ролевых, как для подгруппового использования, так и для индивидуальной работы с детьми, совместную деятельность в режимные моменты математического содержания.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели
3. Продолжать пополнять мини-центры занимательной математики развивающими играми, создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для развития познавательного интереса у детей.
Сроки: постоянно Ответственные: воспитатели
4. Провести для родителей открытые занятия-игры с детьми по формированию элементарных математических представлений дошкольников на родительских собраниях.
Сроки: до 15.02.20 Ответственные: воспитатели
Исполняющий обязанности заместителя заведующего (ВМР) О. В. Кононова