Ольга Черепанова
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по результатам тематического контроля
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
1. Название. Состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Цель. Выяснить состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
3. Сроки проведения. С 18 по 22 ноября 2013г.
4. План тематического контроля.
1. Диагностика детей по теме контроля.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя:
-анализ проведения занятия
-опрос воспитателей
3. Планирование работы:
-проверка планирования по разделу «Развитие речи»
4. Создание условий:
-анализ ПРС
5. Работа с родителями по данной проблеме:
-анализ наглядной информации для родителей в группе
-анкетирование родителей
6. Материалы тематического контроля :
-диагностические карты по развитию связной речи детей дош. возр.
-опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»
-карта проверки плана по разделу «Развитие речи»
-протокол обследования ПРС по развитию речи
-карта анализа занятия по развитию речи
-сводный анализ анкетирования родителей
5. Анализ результатов тематического контроля.
1. Уровень развития связной речи детей младшей, средней, подготовительной групп определили на открытых занятиях. Диагностику детей старшей группы проводила учитель-логопед. Результаты : 72% детей имеют средний уровень развития связной речи, 28% - низкий.
Рекомендации: воспитателю старшей группы планировать фронтальную и индивидуальную работу по развитию связной речи чаще, использовать в работе более эффективные методы и приемы по этому направлению.
2. Опрос воспитателей по разделу «Развитие речи» показал, что все педагоги уверенно ориентируются по данной теме, но не учитывают некоторые нюансы и как следствие допускают неточности в формулировках. Не все воспитатели знают цель развития речи детей в дошкольном возрасте (формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, перечисляют не все направления работы по развитию речи в ДОУ. Хотя каждый четко определил задачи по направлениям.
Рекомендации: сделать «Работу над ошибками» - каждому педагогу исправить в своем листе опроса неверные ответы.
- Анализ занятий. Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В младшей группе дети 4го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, пересказывали часть сказки последовательно, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ, опираясь на схему. Дети подготовительной к школе группы продемонстрировали высокий уровень умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Вывод: развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы «От рождения до школы» образовательной области «Коммуникация». Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.
Рекомендации: продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы.
3. Планирование во всех группах ведется по блочному типу, на неделю. Воспитатели обр. обл. «Коммуникация» планируют утром, вечером и на прогулке. В достаточном объеме планируются дидактические игры, но индивидуальная работа по развитию связной речи планируется не систематично.
Рекомендация: планировать индивидуальную работу по развитию связной речи систематично.
4. Создание условий. Анализ предметно-развивающей среды выявил, что не в каждой группе с должным вниманием относятся к созданию условий для развития речи детей. В ясельной группе недостаточно худ. литер., иллюстраций по темам занятий, оборудование для театрал. деятельности имеется, но не применяется. В младшей группе нет ширмы, фланелеграфа, полочки для выставок книг. В средней также не имеется ширмы, фланелеграфа, театрализованные игры одного вида. В старшей группе нет фланелеграфа, ширмы, театрализованных игр. Наиболее благополучное положение в подгот. гр., в которой имеется все для развития речи детей.
Рекомендации: воспитателям мл, сред, стар. групп приобрести фланелеграфы и ширмы. Восп. яс. гр. дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, в книжный уголок - худ. лит. по возрасту, нескольких авторов, но разных издательств. А также обновить театр. игры. Восп. мл. гр. приобрести полку для выставок в книжный уголок, дополнить книжный уголок худ. лит., восп. сред гр. дополнить виды театра, актуализировать дид. игры по развитию речи. Восп. стар. гр. пересмотреть содержание книжного и театрализованного уголка. Всем воспитателям приобрести материалы о художниках - иллюстраторах детских книг.
5. Работа с родителями. Отдельно нужно отметить наличие наглядной информации для родителей: если она и имеется, то не выставлена, хотя проводится тематический контроль по развитию речи.
Анкетирование родителей. Всего приняли участие 43 родителя.
98% родителей считают, что развитие речи ребенка соответствует возрасту, 2% (1 ответ) – не соответствует.
Беспокоит в развитие речи детей : звукопроизношение - 67%, неумение отвечать на вопросы - 12%, бедный словарный запас - 9%, вообще ничего не беспокоит - 12%. Читают сказки ребенку: ежедневно - 63%, по выходным – 21%, изредка - 14%, вообще не читают - 2%. Книг в семье: достаточное количество – 88%, недостаточное -12%. Все 100% родителей считают, что развивать речь ребенку дошкольного возраста нужно. Развивать речь ребенка дошкольного возраста должны : родители - 46,5% родители+воспитатели+логопед - 32,5%. С просьбой проконсультироваться по вопросу развития речи ребенка, не приходилось обращаться- 77%, обращались и им помогли- 14%, нет, но планируют обратиться – 9%.
В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы. Родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою приоритетную роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия. Но практически все родители считают, что достаточно правильного звукопроизношения и ребенок уже не нуждается в дальнейшем становлении речи. Родители плохо осведомлены о нормах речи, т. к. в данное время подавляющееся большинство детей имеют различные нарушения речи, а по данным опроса 98% родителей считают речевое развитие детей как соответствующее возрасту.
Рекомендации: воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста : развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах.
Рекомендации:
1. Сделать «Работу над ошибками» - каждому педагогу исправить в своем листе опроса неверные ответы.
2. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы. Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.
3. Планировать индивидуальную работу по развитию связной речи систематично. Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.
4. Воспитателям мл, сред, стар. групп приобрести фланелеграфы и ширмы. Восп. яс. гр. дополнить иллюстративный материал по ознакомлению с окружающим миром, в книжный уголок - худ. лит. по возрасту, нескольких авторов, но разных издательств. А также обновить театр. игры. Восп. мл. гр. приобрести полку для выставок в книжный уголок, дополнить книжный уголок худ. лит. восп. сред гр. дополнить виды театра, актуализировать дид. игры по развитию речи. Восп. стар. гр. пересмотреть содержание книжного и театрализованного уголка. Всем воспитателям приобрести материалы о художниках - иллюстраторах детских книг. Срок: 1 месяц. Ответственные: воспитатели.
5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста : развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что читать детям, о детских писателях и поэтах. Срок: 1 месяц. Ответственные: воспитатели.