Елена Семенычева
Аналитическая справка по адаптации учащихся 5-х классов к школьному обучению в среднем звене
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по адаптации учащихся 5-х классов
к школьному обучению в среднем звене
Цель: изучение степени адаптации учащихся ко 2-й ступени обучения.
Задачи:
Публикация «Аналитическая справка по адаптации учащихся 5-х классов к школьному обучению в среднем звене» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
- помочь учащимся адаптироваться в новой учебной ситуации, где в процессе обучения участвует много учителей;
- помочь в формировании микроклимата в классе;
- способствовать, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.
Время проведения - сентябрь-ноябрь 20. года.
Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Сложность заключается в том, что появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система (детям надо переходить из одного кабинета в другой, от одного учителя к другому учителю). Меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в основном звене. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю школьной жизни.
Что затрудняет адаптацию учащихся?
- Увеличение объёма и разнообразие содержания образования.
- На место первой учительницы приходит новый классный руководитель.
- Рассогласованность, иногда даже противоречивость требований разных педагогов.
Необходимость учащимся на каждом уроке приспосабливаться к темпу и особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам.
Большинство учащихся 5-го класса подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы адаптироваться к средней школе.
Способом оценки школьной адаптации пятиклассников служили наблюдения за учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, тетради, анкетирование, беседы с учениками и учителями.
С учащимися пятых классов была проведена диагностика их мотивации обучения («Анкета для определения школьной мотивации» Н. Г. Лускановой», «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Маркова) и изучена адаптация к условиям учебной деятельности, где были получены следующие результаты.
Анализ результатов адаптации учащихся 5 класса, октябрь 20. г.
Классный руководитель:
В классе – 14 человек.
На индивидуальном обучении: 5 человек
Мальчиков – 7 человек, девочек - 2.
Проанкетировано 9 человек.
Итоги анкетирования
Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею?
Ответы на вопросы таковы:
1. Тебе нравится в школе?
- мне в школе нравится – так ответили 7 чел. -78%, то есть больше половины класса
- не очень – 2 человека, что составляет 22 %
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?
- иду с радостью – 3 человека (33%)
- чаще хочется остаться дома – 2 человека (22%)
- бывает по-разному – 4 человека (45%)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?
- не знаю – 2 человека (22%);
- остался бы дома – 4 человека (45%);
- пошел бы в школу – 3 человека (33%)
4 Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?
- не нравится – 2 человека (22%);
- бывает по-разному – 3 человека (33%);
- нравится – 4 человека (45%)
5 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю – 1 человек (11%);
- не хотел бы – 4 человека (45%);
хотел бы – 4 (45%) человека
6. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы – 7 человек (78%);
- не хотел бы – 1 человек (11%);
- не знаю - 1 человек (11%)
7 Ты часто рассказываешь родителям о школе?
- часто – 8 человек (89%);
- не рассказываю – 1 человек (11%)
8 Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся – 5 человек (55%);
- не очень – 4 человека (45%)
9. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю – 2 человека (22%);
- хотел бы – 4 человека (45%);
- не хотел бы – 3 человека (33%)
Вывод: 2 человека из класса имеют средний уровень школьной адаптации;
у 4х человек - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация);
2 человека имеют низкую школьную мотивацию (посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия);
у 1-го человека – негативное отношение к школе (Кирилл Р)
Наблюдения за детьми показали, что активно работают на уроках: все, кроме Ф. Саши и Ш. Руслана.
Малоактивны - С. Даша.
Требует повышенного внимания со стороны педагогов Саша Ф.
Усваивают программу 5-го класса 7 человек, с затруднениями – 2 человека (Саша и Руслан).
Грубых нарушений в поведении за учащимися не наблюдаются.
Явного лидера среди учащихся в классе нет.
Выводы:
Изучив особенности адаптации каждого ребенка, можно сделать вывод о том, что период адаптации проходит ровно, межличностные отношения в классе налаживаются в соответствии с нормой.
Слабо пока сформирована мотивация к школьному обучению, хотя ходить в школу большинству учащихся нравится. Учащиеся ещё не осознают цели обучения.
Среди предметов, которые нравятся больше названы: русский, математика, чтение, труд.
К учителям относятся с уважением, не считают их излишне строгими. С большим уважением относятся к классному руководителю.
.
Чем мы можем помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника – это безусловное принятие ученика, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны педагогов, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Следует помочь ребёнку выучить имена новых учителей.
Поддерживать детей посредством вежливых слов, таких как: хорошо, здорово, прекрасно и т. д. ; высказываний типа: «Ты молодец», «Я горжусь тобой», «Спасибо», «Всё идёт хорошо» и т. д., тактильного общения, прикосновений (дотронуться до руки, погладить по голове, а также выражением лица (улыбка, одобряющий кивок).
Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к ним адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.
Рекомендации учителям:
- создавать благоприятные условия для адаптации ребенка к обучению в старших классах, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание;
- быть максимально доброжелательными и тактичными;
- использовать дифференцированный подход, учитывая выявленные особенности развития каждого ребенка;
- оказывать индивидуальную и стимулирующую помощь каждому ребенку;
- практиковать проведение релаксационных упражнений, способствующих общему расслаблению и снятию напряженности;
- повышать школьную мотивацию;
- корректировать поведение учащихся.
Задачи психолога:
- оказывать психологическую помощь в формировании классного коллектива, установлении норм взаимодействия друг с другом, с классным руководителем, учителями предметниками и другими сотрудниками школы;
- рекомендовать педагогам упражнения для снятия утомления и негативных эмоциональных состояний;
- предоставить рекомендации педагогам об индивидуальных особенностях каждого ученика;
- способствовать, чтобы каждому ученику было комфортно в школе.
Педагог-психолог