Вера Ширкина
Аналитическая справка о нововведениях и инновациях в программе «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о нововведениях и инновациях в программе «От рождения до школы» 2021-2022г.
Главной идеей инновационной программы «От рождения до школы» является оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.
Публикация «Аналитическая справка о нововведениях и инновациях в программе „От рождения до школы“» размещена в разделах
Главное нововведение — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку инициативы воспитанников, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.
Инновации Программы «От рождения до школы» не требуют резкой перестройки образовательного процесса и вводятся постепенно в процесс обучения дошкольников. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года.
Основные инновации программы :
1. Внесение изменений в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, дополнительные занятия и пр.
2. Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
Утренний круг – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня) и т. д. Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
С помощью данной технологии мы создаем эмоциональный настрой на весь день, устанавливаем комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (учим объяснять словами свое эмоциональное состояние, развиваем общение и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, обогащаем активный словарный запас, развиваем связность речи.
Новый элемент режима дня вечерний круг, который проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
3. Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений и навыков.
Вводятся новые образовательные технологии:
• Проектная деятельность. Необходимо учитывать пространство детской реализации, когда мы понимаем что такое пространство детской реализации, то проектная деятельность это один из важнейших инструментов пространство детской реализации, именно через проекты ребенок может многое реализовать.
• Образовательное событие. Это формат взаимодействия с детьми, когда у детей развиваются коммуникативные, регуляторные возможности, дети приобретают навыки, умения, знания. Фактически это событие в течении какого-то времени (от одного дня до недели и даже больше) протекающее совместно со всей группой событие в результате которого дети с одной стороны многому научатся, а с другой многое узнают. В программе написано «чему учим» и «как учим». «Чему учим» четко обозначено в соответствии с возрастными особенностями детей, но «как учим» — вариативность большая. Это фронтальные занятия, которые мы проводим с учетом золотых принципов; проектная деятельность, которая позволяет детям многому научиться, многое узнать и самое главное научиться проявлять инициативу.
• Развивающий диалог. Самое главное отличие развивающего диалога от обычного диалога, это то, что у ребенка словно создаются новые смыслы. Т. е. Мы, воспитатели, не даем ответов, не задаем прямых вопросов. Вопросы задаются таким образом, чтобы ребенок сам рассуждал, давал различные ответы, думал.
• Обогащенные игры в центре активности. Это означает, что когда ребенок самостоятельно занимается в центре активности, мы недирективными методами можем ему немножко подсказать, скорректировать или обогатить его деятельность. Так что бы выходило, что ребенок сам играет, работает, но с нашей помощью это происходит намного интереснее.
4. Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
5. Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Мы должны понимать, что ребенок на самом деле хочет сказать. Воспитанник может молчать, но воспитатель «слышит голос ребенка», понимает, что он думает и что хотел бы сказать. Это и есть умение «слышать голос ребенка». Это технология используется во всех формах взаимодействия: занятиях, играх, в течении всего дня.
6. Предметно-пространственная среда создается по-новому с учетом пространство детской реализации, а именно предметно-пространственная среда создает детям возможности найти интересные занятия по собственному интересу и самостоятельно заниматься.
7. Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил. Например, родительские сообщества в сети интернет c участием воспитателя – позволяющие оперативно обсуждать и решать актуальные вопросы, сообщать новости образовательного процесса, информировать о различных образовательных событиях.
8. Создание пространства детской реализации как основного инструмента развития личности ребенка.
Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Я считаю, что педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности.
В связи с создавшейся ситуацией в мире я считаю необходимым внедрить в образовательный процесс цифровые образовательные ресурсы и технологии электронного образования.
На практике реализации данный вариант Программы более интересен и удобен для всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.