Валентина Рыбакова
Аналитическая справка инструктора по ФК «Способность к эффективному решению профессиональных педагогических задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность к эффективному решению профессиональных
педагогических задач
инструктора по физической культуре МАДОУ ЦРР детский сад №22
ст. Кавказской
За годы работы в должности инструктор по физической культуре Рыбакова Валентина Петровна проявила способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач в образовательной области «Физическое развитие» на основе системных теоретических и практических знаний.
Публикация «Аналитическая справка инструктора по ФК „Способность к эффективному решению профессиональных педагогических задач“» размещена в разделах
В педагогической деятельности Валентина Петровна организацию оздоровительной работы осуществляет с учетом требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР д/с №22 ст. Кавказской разработанной на основе «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, при решении профессиональных
педагогических задач в образовательной области «Физическое развитие», педагог использует в практической деятельности разнообразные
здоровьесберегающие технологии (физкультурно-оздоровительную технологию Л. И. Пензулаевой, С. О. Кузнеченковой, технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Н. Е. Веракса и др., а также современные педагогические технологии (игровые, личностно ориентированные, технологии интегрированного обучения).
С целью профилактики и укрепления дыхательной системы и организма в целом у детей, Валентина Петровна применяет разработанные Н. В. Романычевой, методы и приемы работы с дошкольниками: пальчиковую и дыхательную гимнастики, гимнастику для глаз. Это помогает педагогу создавать благоприятную эмоциональную обстановку, снять нервное напряжение детей, повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом, сформировать осознанное отношение к своему здоровью, повысить способности детского организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды.
Для организации работы с часто болеющими детьми, одаренными детьми, а также в образовательной деятельности по физическому развитию Валентина Петровна использует физкультурно-оздоровительную технологию А. Л. Сиротю. Это кинезеологические упражнения которые улучшают межполушарное взаимодействие через физические упражнения. Педагог в своей работе, использует кинезеологические упражнения начиная со среднего возраста. Для развития общей и мелкой моторики у детей. В работе в этом направлении, Валентина Петровна использует такие оздоровительные методики как, дыхательные упражнения и пальчиковые игры. Чтобы заинтересовать детей, инструктор по ФК проводит организованную деятельность по физическому развитию в игровой форме, что очень нравиться детям.
В старшей группе и подготовительной Валентина Петровна применяет с детьми кинезиологические упражнения в комплексе. Дети не просто выполняют кинезиологические упражнения, а осознанно подходят к каждому движению. Это растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Все упражнения инструктор проводит под музыкальное или речевое сопровождения, что вызывает интерес у детей и дает положительный и оздоровительный эффект в целом.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
Так же, Валентина Петровна учит через игровые, соревновательные и технологии интегрированного обучения детей творчески овладевать необходимыми знаниями само и взаимопомощи. У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа.
Во всех формах физкультурно-оздоровительной работы педагог
использует технологию обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка О. В. Хухлаевой. Создание образа и проживание его
во время выполнения упражнений (терапевтические сказки) позволяет сформировать осознанное выполнение движений у детей, сделать их более выразительными и точными, а также помогает активизировать данные детям от рождения способности к импровизации.
Использование педагогом в процессе организованной образовательной деятельности по физической культуре, в индивидуальной работе с частоболеющими детьми и в дополнительном образовании дошкольников в форме кружка «Крепыш», использует здоровьесберегающие технологии Т. Г. Анисимовой, С. А. Ульяновой. Все упражнения рассчитаны на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.
С целью профилактики различных заболеваний у детей разработаны комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры.
Таким образом, оптимальное использование физических упражнений приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Так же педагог в в работе с детьми использует дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, что имеет двойной положительный эффект : восстановление дыхания после активной физической нагрузки и укрепление дыхательной системы детей. Благодаря этим комплексам дети быстрее восстанавливаются и приходят в состояние готовности к дальнейшим играм и упражнениям.
Комплексное и систематическое применение здоровьесберегающих
технологий способствовало снижению в динамике общего уровня
заболеваемости в образовательной организации, формированию у детей
старшего дошкольного возраста осознанное отношение к своему здоровью,
повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Для решения приоритетной образовательной задачи : формирования
субъектной позиции реб нка в отношении собственной деятельности,
общения и самого себя Валентина Петровна использует игровые
технологии как один из приемов формирования у детей стойкой мотивации
для занятий физической культурой и спортом, преодоления пассивности
воспитанников, развития инициативы и самостоятельности. Реализуя
основной принцип дошкольного образования содействия и сотрудничества
детей и взрослых, педагог применяет игровой метод оздоровительных игр
А. С. Галанова для активизации участи родителей в оздоровительной работе с
детьми. Это позволило Валентине Петровны и изменить их статус в
образовательном процессе: из наблюдателей в субъекты.
С целью активизации умственной деятельности детей, педагог
предлагает им найти решение проблемной задачи. Стараясь найти способ
решения задачи, они вспоминают имеющиеся у них навыки или задаются
целью приобрести новые, а также самостоятельно решают, какое спортивное
оборудование для этого необходимо. Благодаря применению технологии
проблемного обучения, дети не только знают, зачем они учатся новому, но и
понимают, как достичь своей цели.
Реализуя требования Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования стандарта, Валентина Петровна
организует образовательную деятельность на основе индивидуальных
особенностей детей, используя личностно-ориентированные технологии.
Интерес к особенностям личности каждого ребенка, желание найти в каждом из них искру таланта – главные принципы, которыми педагог
руководствуется при организации оздоровительной и индивидуальной__работы, дополнительного образования, что повышает эффективность и результативность ее работы.
Осуществлять комплексное решение воспитательных,
образовательных, развивающих и оздоровительных задач педагогу помогает
технология интегрированного обучения. Интеграцию образовательных
областей Валентина Петровна использует, как в повседневной работе, так и
при проведении итоговых, обобщающих занятий: многие физические
упражнения выполняются с музыкальным сопровождением; при организации
занятий, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения она использует
сюжеты известных детям сказок, стихотворений, песен. Полученные
теоретические знания о физической культуре и спорте дети закрепляют в
процессе художественно-эстетической деятельности.
Осознавая растущую роль цифровых образовательных технологий в
образовании, Валентина Петровна систематически использует электронные
мультимедиа обучающие программы в образовании в сочетании с
традиционными методами обучения и педагогическими инновациями, за счет
чего значительно повышается эффективность обучения детей с разным
уровнем подготовки.
Свои достижения в области использования цифровых образовательных
ресурсов демонстрирует при проведении занятий с детьми, развлечениях, на
семинарах с педагогами и родителями, методических объединениях,
педсоветах, применяет следующие формы цифровых образовательных
ресурсов:
- подбор иллюстративного материала к различным мероприятиям,
оформлению информационного материала для оформления стендов, папок-
передвижек;
- оформление документации;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности методических мероприятий и педагогической компетенции у
родителей в процессе проведения родительских собраний.
Инструктором по физической культуре созданы серии презентаций педсоветам, семинарам, занятиям, праздникам, родительским собраниям.
- размещение материалов собственного педагогического опыта на страницах
педагогических интернет – сайтов.
Рыбакова Валентина Петровна целесообразно использует ресурсы
развивающей пространственной среды в решении задач физкультурно-
оздоровительной работы. Для создания целостной системы
здоровьесбережения, развивающую предметно-пространственную среду
Валентина Петровна моделирует и выстраивает в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию
образовательного потенциала, индивидуальных особенностей дошкольников,
а так же стимулировать познавательную, эмоциональную, двигательную
деятельность детей.
Валентиной Петровной даны подробные_рекомендации педагогам по
оснащению физкультурных уголков в групповых помещениях, которые
строятся по принципам моделируемости, многофункциональности и
трансформированности и доступности.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и
заболеваний дыхательной системы педагог использует собственные пособия
и спортивное оборудование, изготовленное из бросового материала:
Гимнастические стойки, «Стэп- дорожка», тренажер «Парашют»и т. д.
Используя авторский подход, Валентиной Петровной были
изготовлены пособия для развития предметной ловкости детей: «Детское
лассо», «Лунки»; пособия для игровой деятельности: классики, дидактические игры на спортивную тему, пособия и оборудование для подвижных игр.
Реализуя одно из приоритетных направлений работы нашего
дошкольного учреждения «Формирование основ здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к занятиям
физической культурой и спортом», Валентина Петровна стремится
пополнять предметно-развивающую среду спортивного зала различным
тематическим оборудованием как традиционным, так и нетрадиционным для
обучения элементам спортивных игр: детский фитбол, мини-баскетбол, лыжи
из бросового материала, мобильные хоккейные ворота, «камень»
для керлинга, а так же стационарное уличное спортивное оборудование:
футбольные ворота, баскетбольные корзины.
Для полноценной и качественной организации всех форм
физкультурно-оздоровительной работы педагогом был подобран и
систематизирован разнообразный дидактический материал: картотека
подвижных игр, картотека гимнастик с речевым сопровождением,картотека су-джок терапии, игровых упражнений с элементами спортивных игр, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, игр с элементами самомассажа, считалок, физкультминуток, а так же кинезиологических упражнений.
Созданная Валентиной Петровной в образовательном учреждении
развивающая предметно-пространственная среда по физическому
воспитанию способствует сохранению и укреплению психофизического
здоровья детей, приобщению их к основам здорового образа жизни и
развитию физических качеств на любом этапе дошкольного детства.
Валентина Петровна проявила способности обеспечить
эмоциональное благополучие участников образовательных отношений.
В общении с воспитанниками педагог выбирает наиболее эффективный
и оптимальный демократический стиль взаимодействия. Устанавливает
широкий контакт с воспитанниками, проявляет доверие и уважение к ним,
стремится наладить эмоциональный контакт с каждым ребенком, не подавляя
строгостью и наказанием. Данный стиль общения позволяет обеспечить
дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанниками,
вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает
понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. _ Для успешного использования данного стиля общения педагог
обеспечивает следующие психолого-педагогические условия :
1. Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
2. Использование разнообразных форм и методов формирования
мотивационной базы для занятий физической культуры и спортом;
3. Использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным и индивидуальным особенностям;
4. Построение взаимодействия с детьми, ориентированного на интересы и
возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;
5. Поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия друг с другом в разных видах деятельности;
6. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в выборе подвижных
игр и физических упражнений;
7. Возможность выбора детьми спортивного оборудования, выбор
выполняемых функций в подвижных играх.
Валентина Петровна умеет поддержать индивидуальность и
инициативу участников образовательных отношений.
Одной их эффективных форм работы по поддержке и развитию детский инициативы она считает групповой сбор, и проводит его в кругу, сидя на ковре непосредственно перед началом занятия
Инициатива принадлежит детям педагог организует и поддерживает идеи детей.
В работе с детьми, Валентина Петровна стремится создавать
условия для установления правил взаимодействия в разных ситуациях.
При организации образовательной деятельности Валентина Петровна
предлагает детям деятельность, развивающую способности детей к
сотрудничеству и сотворчеству, предлагая детям самостоятельно найти
решение проблемной задачи.
Использование современных педагогических и психологических
методов, позволяет педагогу эффективно сотрудничать с детьми, создавать
условия для сохранения психифизического здоровья, развития их физических
качеств. ,