елена бахмацкая
Альтернативные формы образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.
Публикация «Альтернативные формы образования в ДОУ» размещена в разделах
Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.
ГКП - группа кратковременного пребывания. Такие группы создаются в детских садах с целью всестороннего развития и подготовки к школе детей, НЕ посещающих детские сады.
В настоящее время существует несколько видов групп кратковременного пребывания:
Адаптационная группа - для детей от 1,5 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребенка к поступлению в детский сад.
Такие группы посещают дети именно раннего возраста, поэтому у них легче проходит адаптация к детскому саду, а у мам появляется возможность оставить ребенка под присмотром квалифицированных педагогов. Дошколята посещают музыкальные, физкультурные и игровые занятия. Дети в группе находятся от 3 до 5 часов.
Лекотека - для детей от 1,5 до 7 лет. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
В лекотеке каждый ребенок получает бесплатные услуги: индивидуальные и подгрупповые (тренинговые) занятия с психологом, индивидуальные занятия с учителем дефектологом, организованную музыкальную и двигательную деятельность. Основным условием организации лекотеки является обязательное присутствие и участие родителей во всех предлагаемых формах совместной деятельности педагогами.
Патронатная группа - для детей от 3 до 7 лет. Создана для обеспечения воспитания, обучения, обеспечения доступной и полезной формы интегрирования для детей не посещающих ДОУ.
В патронатной группе образовательная услуга специалистами детского сада предоставляется детям на дому. Такая группа организуется для детей, имеющих противопоказания к посещению детского сада (например, приступы эпилепсии, множественные нарушения в развитии.
Группа развития - для детей от 3 до 7 лет. Создается для всестороннего развития и социализации ребенка.
Группы развития нацелены на несколько иной контингент детей. Часто сюда приводят малышей, родители которых вовсе не планируют отправлять их в обычный детский сад. Развивающие группы кратковременного пребывания подходят для часто болеющих детей, а также для тех, кто по той или иной причине не может оставаться в яслях на весь день.
Играя, обучаюсь - для детей от 1,5 до 7 лет. Такие группы созданы для социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми, формирования основ готовности к школьному обучению посредством ведущей деятельности - игровой.
Будущий первоклассник - для детей 5 - 6 лет. Как следует из названия, создаются такие группы для подготовки детей к школе.
В возрасте от 5 до 7 лет родители активно начинают готовить ребенка к школе. Под термином «готовность к школе» понимается не только система знаний, но и уровень развития таких познавательных процессов, как мышление, внимание, восприятие. Занятия по программам «Будущий первоклассник» помогут детям адаптироваться к процессу обучения, совершенствовать уже имеющиеся и получить новые, необходимые для обучения в школе знания и умения.
Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня - для детей от 2 до 7 лет. Группы создаются с целью присмотра и ухода за детьми,оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей. В группу выходного дня принимаются дети как посещающие, так и не посещающие основную группу детского сада. Зачисление в такую группу осуществляется на общих основаниях.
Группа для детей с отклонениями в развитии - для детей от 2 до 7 лет. Цель таких групп - оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и консультативной помощи их родителям.
Основными задачами работы группы являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи. Основная форма коррекционной помощи - индивидуальные занятия или занятия в малой группе при обязательном присутствии родителей.
Особый ребенок - для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Эти группы имеют те же цели, что и группы для детей с отклонениями в развитии.
Все занятия проходят в индивидуальной форме. Воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию проводят углубленную диагностическую работу, на основании которой определяются индивидуальные образовательные потребности и возможности ребенка. Разрабатывается индивидуальная программа на каждого ребенка.
Учусь плавать - для детей от 2 до 7 лет. Цель этих групп - обучение детей различным способам плавания.
Данный комплекс занятий направлен на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и имеющих низкий для своего возраста уровень психофизического развития.
Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и режима, установленного учреждением. ГКП могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.