Кравченко Елизавета Александровна
Алгоритм решения конфликтных ситуаций между обучающимися
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм решения конфликтных ситуаций между обучающимися
Последовательность в применении педагогического инструментария, четкий образ будущих действий, а так же профилактическая работа позволяют коллективу педагогов в сотрудничестве с семьей наиболее эффективно разрешать даже самые сложные конфликтные ситуации.
Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:
1. анализ конфликтной ситуации;
Публикация «Алгоритм решения конфликтных ситуаций между обучающимися» размещена в разделах
2. выявление личностных особенностей участников конфликта;
3. сбор разнообразной информации о конфликте;
4. выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
5. собеседование с участниками конфликта;
6. конкретные шаги по устранению причин конфликта;
7. создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
8. использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта.
В социально-педагогической литературе выделяют три направления профилактики межличностных конфликтов в среде младших школьников: работа с педагогами; родителями; а так же работа с детьми.
Большое влияние на профилактику межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста оказывает личность учителя, так как характер взаимодействия учителя с другими учениками берется за основу при построении детьми собственной модели взаимоотношений с сверстниками. Учителю необходимо вмешиваться в конфликты, возникающие среди учеников, заниматься их урегулированием их. В зависимости от ситуации могут приниматься различные меры: от мягкого, доброго слова учителя до административного разбирательства с привлечением родителей.
Работа с педагогами осуществляется в четырех основных направлениях:
1. создание условий, предотвращающих возникновение и развитие предконфликтных ситуаций, по деструктивному сценарию (доброжелательное, уважительное, внимательное отношение к своим ученикам со стороны педагогов, а так же их личный пример). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями;
2. оптимизация организационного и управленческого содержания деятельности школы. Создание «ситуации успеха» как для учителей так для и учеников. Применение материальных и нематериальных видов поощрения: похвалы, одобрения, наград, грамот и премий.
3. устранение социально-педагогических причин появления конфликтных ситуаций. На данном этапе разрабатываются правила, способы решения каких-либо спорных моментов, при школе создается действующий орган, осуществляющий консультационную поддержку учителей, учащихся и их родителей;
4. устранение личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей в рамках программы социально-педагогической профилактики межличностных конфликтов : «Тренинг эффективного общения», «Все оттенки дружбы», «Мир моими и твоими глазами», «В слове мы-сто тысяч я» и т. д.
Наиболее убедительным способом социально педагогической профилактики конфликтов между учащимися младшего школьного возраста и родителями, является создание и поддержка такой нравственной и культурной атмосферы, которая исключает возможность возникновения агрессивных направленности личности младшего школьника, приводящей к затяжному конфликту.
Поддержание и укрепление атмосферы сотрудничества, дружеских и уважительных отношений является центральной проблемой профилактики межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста. Решение данной задачи имеет комплексный характер. Оно включает в себя методы социального, педагогического, организационного, управленческого и культурно-эстетического характера. Таким образом, направления профилактики конфликтов между родителями и детьми должны способствовать повышению педагогической культуры родителей и позволять создавать и поддерживать атмосферу сотрудничества с детьми, опираясь на их возрастные и психо-эмоциональные особенности.