Ирина Картамышева
Алгоритм поведения родителей с кусающимся ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Многие малыши в возрасте 2-3 лет кусают других детей в детском саду, либо становятся жертвами другого кусающегося ребенка. Почему воспитанники кусаются, и как необходимо родителям и воспитателям относится к такому поведению детей?
Дети почти всегда кусаются на каком-то этапе своего развития, например, в полгода или в 3 года. Наблюдения показывают, что больше всего «кусак» в возрасте 2-3 лет. Именно этот возраст считается «бунтовским», когда малыш старается выделить себя среди других людей, проявить, таким образом, свою самостоятельность и индивидуальность. В этом возрасте дети порой проявляют агрессию, сопровождающуюся укусами. Ребенка радует то, что родители оживленно реагируют на его поведение, поскольку он чувствует себя персоной, способной вызвать воодушевление.
Публикация «Алгоритм поведения родителей с кусающимся ребенком» размещена в разделах
Причины «пробования на зуб» игрушек и других людей
детьми в возрасте 2-3 лет
• Малыши желают приблизиться к окружающим и вступить с ними в контакт.
• Сильные отрицательные эмоции ребенка. Малыш кусает, когда очень раздражен.
• Низкая восприимчивость ребенка к болевым воздействиям другого человека.
• Ребенок страдает от сложной ситуации дома.
Если ребенку меньше трех лет, то кусание в этом возрасте – обычное явление. Когда ребенок кусается после трех лет – это становится проблемой. Такие дети, возможно, напуганы или чувствуют свою беспомощность, не могут себя контролировать или высказаться. Кусающихся детей старше трех лет необходимо показать врачу.
Признаки того, что кусание – проявление
проблем с поведением
• Ребенок часто кусается и продолжает делать это, несмотря на попытки родственников контролировать ситуацию.
• Ребенок кусается после 3-х лет.
• Ребенок кусается при самых разнообразных ситуациях.
• Ребенок ранит своими укусами других детей.
• Ребенок кусается больше из-за проявления агрессии или злости, чем из-за расстройства или желания получить какой-либо предмет.
• Ребенок кусается и у него проявляются другие виды агрессивного поведения, например, ребенок, ранит животных.
Предлагаю следовать позитивным установкам по работе с кусающимся ребенком.
Позитивные установки для родителей.
Я вычерпываю разрушительные эмоции, слова, фразы.
Я предлагаю соответствующие вещи для ребенка, которые можно пережевать: замороженные рогалики, холодную большую морковку или специальное безопасное резиновое колечко, предназначенное для того, чтобы его грызть в период появления зубов.
Я реагирую на кусание ребенка с неодобрением.
Я немедленно его наказываю за кусание.
Я объясняю кусающемуся ребенку, что укусы причиняют, боль другим людям и не разрешаю так делать.
Я помогаю расстроенному, кусающемуся ребенку, обучая его соответствующим жестам выражать свои чувства и получить то, в чем он нуждается.
Я хвалю ребенка, когда он делает успехи в своих попытках.
Я наблюдаю за признаками появления у ребенка плохого настроения.
Я понимаю, выявленный мной потенциальный конфликт может помочь мне предотвратить плохой инцидент.
Я уверяю ребенка, что его права и имущество (игрушки, одежда) в безопасности, если ребенок кусается в целях самообороны.
Я слежу за тем, чтобы связь между ребенком и тем, кто о нем заботится, была столь же теплой и располагала к себе насколько это возможно.
Я даю ребенку выбор в течение дня и укрепляю положительное общественное поведение (например, выражаю свою благодарность).
Мой подход к ребенку по поводу его кусания спокойный и поучительный.
Ребенок не получает никакой награды за то, что не кусается.
Я помогаю ребенку описать его чувства словами, например: «Ты, наверное, злишься на Колю за то, что он забрал твою игрушку».
Я поощряю попытки ребенка использовать для самовыражения язык.
Я говорю ребенку : «Используй слова, чтобы показать чувства, но не кусайся».
Я приучаю ребенка к сопереживанию, умению понимать чувства окружающих.
Я поощряю деятельность, соответствующую возрасту и навыкам ребенка.
Я отвлекаю ребенка, которого начинает раздражать игра, например, потанцуем или поделаем что-то успокаивающее, например, почитаем или соберем с ним пазл.
Я останавливаю ребенка, если мне кажется, что он собирается кого-то укусить.
Я отвлекаю внимание ребенка, посмотрев ему прямо в глаза.
Я твердым голосом с грозным выражением лица говорю малышу: «Нет, мы никогда не пугаем людей».
Я хвалю ребенка, который успешно преодолел стрессовую ситуацию. Я говорю: «Молодец, ты использовал слова, когда чувствовал злость».
Взрослым следует понимать, что когда у ребенка появятся зубки, он будет больно кусаться. Часто взрослые в этой ситуации ведут себя не правильно, не сдерживаются, делая ребенку запрещающий шлепок по губам. Известно, что такие действия не дают ожидаемого результата. Ребенок, скорее всего, будет продолжать кусаться. Кроме того, на примере взрослых, у малыша может закрепиться такое понимание решения проблемы. В следующий раз ребенок вместо укуса попытается ударить своего обидчика. Необходимо отучить ребенка кусаться, но не противоречить своим словам.
Список использованной литературы:
1. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. //Я. П. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов — СПб. : Питер, 2004. – 480 с.
2. Агрессивность в младшем школьном возрасте. Тухужева Л. А. Бекулова И. З.
3. Будинайте Г. Л. Современные стратегии воспитания/ Г. Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2014. - №3, С. 76-90.
4. Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. – 200 с.