Алена Михайлова
Акваметод как средство развития сенсомоторной сферы ребенка с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Аннотация
Вид проекта: познавательно-исследовательский ( краткосрочный 2 недели: с 30 ноября по 17 декабря).
Участники проекта: дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в возрасте от 4-х до 18 лет, родители воспитанников.
Проект представляет собой разработанные с учетом возраста и возможностей детей от 4-18 лет задания с применением акваметода, направленные на сенсорное, интеллектуальное развитие; развитие моторики и зрительно-двигательной координации детей.
Актуальность
Публикация «Акваметод как средство развития сенсомоторной сферы ребенка с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе работы по сенсомоторному развитию, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, таким образом, развивает познавательные способности.
Акваметод рассматривают как наиболее эффективный метод борьбы с тревожностью, различными фобиями и другими негативными психологическими состояниями, как метод коррекции различных нарушений в развитии детей.
Игры с водой развивают различные рецепторы, дают возможность получения нового опыта; развивают воображение, фантазию, мотивируют деятельность, стимулируют активность детей, помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, тактильных ощущений и мышления детей; концентрирует внимание, способствуют развитию памяти и предоставляют новые возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой часто рекомендуются для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тяжелые множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями. ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребёнку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.
Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР по развитию сенсомоторной сферы ребенка мы использовали проектную деятельность. Особенностью данного проекта является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ТМНР. В структуре проекта ведущим видом деятельности наравне с игрой выделяется экспериментальная деятельность и творческая деятельность.
Все это указывает на необходимость целенаправленной работы и подводит нас к актуальности и важности данной проблемы.
Цель: развитие у детей интереса к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды; способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности детей с ТМНР.
Проект направлен на решение следующих задач:
- Развивать коммуникативные навыки посредством участия в играх-экспериментах, дидактических играх.
- Расширять представлений у детей о неживой природе (о воде) посредством выполнения экспериментальной деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память.
- Развивать координацию, ловкость, общую и мелкую моторику.
- Развивать волевые качества.
- Развивать чувственно-эмоциональную сферу.
- Развивать творческое, образное мышления.
Целевая аудитория - дети с особыми образовательными потребностями, имеющие нарушения сенсорного, моторного развития, интеллектуального развития в возрасте от 4 до 18 лет.
Результаты проектной деятельности:
- Коррекционно-развивающие (сформированность коммуникационных навыков, повышение уровня самооценки, усовершенствование моторики рук, становление координации руки и глаза, расширение знаний о неживой природе (воде) и взаимодействии с ней, развитие волевых качеств, развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти).
- Мастер - класс «Волшебная вода».
- Консультации для родителей по теме «Игры с водой в домашних условиях для детей с ТМНР».
- Проведение занятий с использование акваметода с детьми с ТМНР для реализации целей и задач данного проекта.
Для реализации данного проекта потребуются следующие ресурсы:
Кадровые ресурсы:
- Учитель-дефектолог (специалисты по реабилитации, педагоги дополнительного образования).
- Родители, законные представители воспитанников.
Материальные и технические средства необходимые для реализации данной занятий:
- Учебные аудитории (кабинеты) с учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами, стол для занятий с водой).
- Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка.
- Технические средства обучения.
- Расходные материалы и канцелярские принадлежности.
Методы, используемые в корреционно - развивающем процессе.
- Методы словесной передачи и слухового восприятия (устное изложение, беседа, рассказ, чтение, объяснение).
- Метод наглядной передачи и зрительного восприятия (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ способа действия, работа по образцу и др.).
- Методы практической передачи и тактильного восприятия (трудовые действия, упражнения, опыты).
- Методы стимулирования мотивации к познавательной деятельности (Создание ситуации занимательности, проблемные ситуации).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности ребё нка:
- Объяснительно-иллюстративный — дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- Репродуктивный — дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- Частично-поисковый — участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- Исследовательский—самостоятельная творческая работа.
При использовании дидактического материала соблюдаются ряд требований:
- Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляются в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
- Осуществление руководства деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
- Игры, задания, упражнения применяю как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
- Создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
- Необходимость сочетания наглядных средств с использованием речевых приемов и методов.
- Варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
Содержание проекта
Осуществление данного проекты можно разделить на 3 этапа:
Этап Содержание Сроки
1 Этап - Организационно-подготовительный Подбор и анализ литературы по данной теме (Список литературы представлен в «Список рекомендуемых источников»
Консультации для родителей по теме «Игры с водой в домашних условиях для детей с ТМНР» (Приложение 1)
30 ноября по 4 декабря
2 Этап - Практический Учитель-дефектолог вовлекает дошкольников в наблюдения за свойствами и составом воды, организовывает различные формы детской деятельности, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умение анализировать и обобщать собственные впечатления, их оценивать. В ходе экспериментальной деятельности с водой педагог создает проблемные ситуации, которые дети разрешают посредством проведения опытов «Тонет-не тонет», «Ловкие пальчики», «Цветная вода», «Горячее-холодное». Параллельно учитель-дефектолог решает коррекционные задачи посредством использования воды в индивидуальной с детьми с ТМНР : развитие сенсорных эталонов, закрепление ориентировки в пространстве и на плоскости, развитие тактильного восприятия, мыслительных операций, мелкой моторики рук. С целью развития выразительности жестов и эмоций. Игры с использованием акваметода представлены в Приложении 2
С 7 декабря по 11 декабря
3 Этап - Обобщение и распространение опыта
На данном этапе
коррекционно-развивающая работа построена с целью закрепления представлений у детей о воде, посредством игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности. Данная форма деятельности представлена в виде мастер класса «Волшебная вода»(Приложение 4).
С 14 по 17 декабря
Список рекомендуемых источников
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб: Союз, 2005.
2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.
3. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб. :«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с.
Приложение 1. Консультации для родителей по теме «Игры с водой в домашних условиях для детей с ТМНР».
Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе игр и упражнений. Одной из методик, обладающей огромными ресурсами является акватерапия. Вода доступная и естественная форма для игры.
Оборудование для игр с водой:
• стол для игр с водой или таз;
• бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т. п.)
• пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п., которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).
• разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
• игрушки и приспособления для игры с водой;
• природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
• удочки-игрушки;
• ложки, половники;
• пластмассовые водоросли для аквариумов и т. д. ;
• стаканчики разного объема;
• набор резиновых игрушек;
• игра рыбалка;
• ситечки, пинцеты, сачки;
• водоплавающие свечи;
• трубочки; губки; краски.
Игры и опыты
Вместе с ребенком определите основные свойства воды:
• У воды нет цвета. В один стакан налейте простую воду, а в другой – молоко. Затем опустите в стаканы какие-либо предметы. Молоко имеет цвет, поэтому предметов не будет видно, а в прозрачной воде спрятаться нельзя.
• У воды нет запаха. Предложите крохе сравнить, как пахнут различные жидкости (вода, сок, подсолнечное масло и так далее).
• У воды нет вкуса. Точно так же, как и в предыдущем опыте, вместе с ребенком сравните вкус нескольких напитков.
• У воды нет формы. Наливая одно и то же количество воды в различные сосуды (стакан, тарелка, ваза, малыш поймет, что жидкость не имеет постоянной формы.
• Температура воды может быть различной. Предложите ребенку сравнить свои ощущения при прикосновении к холодной и горячей воде.
• Лед и пар – это тоже вода. Вместе с малышом понаблюдайте, как пар выходит из кипящего чайника, как тает лед, как замерзает вода в холодильнике.
• «Тонет – не тонет». Используя предметы из различных материалов (дерево, металл, бумага, резина, пластик, можно проверить, какие из них утонут, а какие – нет.
• «Что защищает от дождя?». Представьте с малышом ситуацию, что вы попали под дождь, но зонтика у вас не оказалось. Зато есть другие предметы: целлофановый пакет, кусочек ткани, фольга, бумага, картон. Медленно поливая каждый из материалов водой, ребенок сможет сделать вывод о том, что промокает, а что отталкивает воду.
• «Распускающийся цветок». Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.
• «Корабли из льдинок». Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Ребенок может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
• Лавовая лампа. Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.
• «Смешиваем краску». Этот эксперимент позволит изучить цветовую палитру и принесет массу положительных эмоций Вашему крохе. С помощью гуаши окрасьте воду в нескольких стаканчиках, а затем предложите ребенку смешать несколько цветов и посмотреть, что получится.
• «Вода бежит по дорожкам». Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный, а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.
• «Крашеные цветы». Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».
Приложение 3. Игры, упражнения с применением воды.
Название Содержание
«Где же наши ручки» Опустить руки в теплую воду и вынуть;
«Вылови игрушку»
Ситечком выловить из воды;
«Плавает – тонет»
Определение плавучести предметов;
«Достань со дна камешки» Достают из воды цветные камешки;
«Фонтанчики»
Наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
«Налей воду в бутылочку» Наливают с помощью взрослого;
«Теплая – холодная»
В одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
«Выжми губку»
Набирают губкой воду и сильно её отжимают
«Цветная вода» Окрашивание воды краской различных цветов
«Кораблик» Для игры понадобится бумажный кораблик. Запускаем кораблик в воду, наблюдаем за ним, помогаем плыть (дуем на него).
«Пенное облако» В тарелочку или небольшой тазик налить воды и добавить шампунь или жидкое мыло, размешать. Взять трубочку от сока, опустить один конец в полученную смесь, а в другой дуть.
«Растворяется или не растворяется» Попробовать добавить в стакан с водой разные жидкости (молоко, сок,подсолнечное масло и др., порошки (соль, сахар, кофе, песок и др., твердые предметы (мыло, сахар рафинат, камешек и др.).
«Льдинки» Для этой игры понадобится заранее приготовленный лёд (по желанию добавить в воду краски и он получится цветным).Посмотреть как лед тает на ладошке и снова превращается в воду. Опустить льдинки в воду и понаблюдать,что с ними происходит. Попытаться поймать их и посмотреть как они изменились.
Приложение 3. Мастер-класс «Волшебная вода».
Для данного мастер-класса понадобится:
• Вода (комнатной температуры).
• Глицерин.
• Маленькая баночка с крышкой.
• Заранее приготовленные фигурки для украшения.
• Блестки, мишура, бисер и т. п.
Ложка.
Заранее украшаем баночку внутри (раскрашиваем, делаем фигурки из пластилина или других материалов, которые хорошо чувствуют себя в воде).
Далее (с помощью педагога или родителя, наливаем воду в баночку (лучше наливать из емкости, которая будет удобна вашему ребенку, исходя из его психического и физического состояния). С ребенком обязательно проговариваем, что мы делаем, что наливаем, какие свойства имеет вода.
После, вместе с ребенком кладем в воду различные предметы, символизирующие Новый Год, зиму. Так же, проговариваем свои действия.
После того, как предметы оказались в банке, с ребенком рассматриваем получившийся результат.
Для украшения насыпаем в баночку (ложкой, рукой или другим удобным предметом) бисер, пайетки.
По желанию, добавляем в воду мелкие блестки.
В самом конце добавляем глицерин и соль. Ребенку показываем и рассказываем об изменениях с водой.
Закрываем банку крышкой. Наблюдаем с ребенком получившийся результат. По желанию рассказываем мини-новогодний рассказ.