Елена Розанова
Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общаться друг с другом. Речь объединяет людей, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
В ФГОС ДО образовательная область "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область.
Публикация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В соответствии со ФГОС ДО, речевое развитие детей дошкольного возраста включает 7 компонентов:
• овладение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Именно речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем. Не исправленные вовремя речевые нарушения приводят в дальнейшем к школьной неуспешности, т. к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте различные структурные компоненты речи оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации.
У многих детей нарушения звукопроизношения сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. А также осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т. д.
В последние годы значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ даже небольшого текста стал доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. У большинства детей вызывает затруднение задание выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
В современном обществе развернутая связная речь почти потеряла свою значимость, т. к. появились другие виды речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, телевизионной рекламы, разнообразных современных мультфильмов и реалити-шоу, а также, ужасающе безграмотная речь так называемых блогеров, которые заполонили не только интернет. Альтернативы такому речевому поведению, никто не предлагает.
Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Актуальный уровень речевого развития у современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях развитию речи детей уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.
Но эта работа не должна ограничиваться занятиями в детском саду. Важнейшим средством развития речи является общение. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности.
Давно замечено, что среди старших членов семьи по отношению к ребенку широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают требования, приказы, указания, распоряжения. Такое общение носит формальный характер, так как не требует от ребенка ответной реакции, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Овладение демократическим стилем общения, умением обеспечить такое общение, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, является необходимым не только для педагогов, но и для старших членов семьи.
Речь ребенка развивается в основном в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Взрослым следует учитывать, что подражая им, дети перенимают не только достоинства, но и все речевые недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:
-Речь должна быть содержательной, логичной и точной.
-Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).
-Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.
-В речи должно использоваться художественное слово.
-Речь должна быть выразительной.
-Речь должна быть эмоционально насыщенной.
-Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться.
-Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.
-Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.
-В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.
-Слова взрослого должны соответствовать его делам.
Еще одним важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, и уникальным средством воспитания является художественная литература. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Детская книга дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т. е. маленький ребенок осваивает грамматические нормы языка). В сказках дети познают меткость и выразительность речи. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка по улице, гуляете во дворе, в парке, в лесу – оречевляйте всё. Таким образом у детей сформируется умение слышать, понимать речь, обогащается словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь и её интонационная сторона и выразительность.