Ольга Погорелова
Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Все чаще приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, участились случаи, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что - взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.
Публикация «Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью психологического воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
Основные потребности дошкольника :
В любви, признании;
Общении (в частности со сверстниками);
Сотрудничестве,
Взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;
Положительных эмоциях;
Новых впечатлениях;
Общественно значимой деятельности;
Осознании соответствия положительному эталону.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны,во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем - то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.
И поэтому, эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка.
Условия развития эмоций и чувств у дошкольников :
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
2. В специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, занятия с педагогом-психологом, чтения сказок, где дети учатся испытывать определенные чувства.
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виду деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, так же возникают новые эмоциональные переживания : радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
Эмоциональная отзывчивость дошкольника это :
- умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
- способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом
- эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
В формировании эмоциональной отзывчивости дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов:
- наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения)
Постепенно в процессе развития ребенок усваивает создаваемые обществом материальные и духовные ценности, которые при правильном воспитании становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. Ребенок учится сопереживать другому, когда он сам благополучен.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми, т. к. в дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость между ними. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.