Евгения Иванова
Актуальность трудового воспитания для развития речи дошкольников с первым уровнем речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Труд является одним из важных средств воспитания, формой организации деятельности детей.
Задачами трудового воспитания как в семье, так и в дошкольном учреждении являются : воспитание положительного отношения к труду взрослых, формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, воспитание трудолюбия и привычки к трудовому усилию, воспитание навыков организации работы, формирование положительных отношений между участниками.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Огромное значение играет в процессе труда коммуникация, речь.
Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности.
В процессе трудового воспитания можно органично решать вопросы развития речи : в ходе трудовой деятельности, особенно совместной, часто употребляются и закрепляются базовые лексемы родного языка, формируется диалогическая речь.
Если условно разбить а этапы работу по развитию речи в ходе трудового воспитания, то на начальном этапе обогащаются представления детей о предметах обихода, педагог дает им названия, а также названия действиям с ними. Взрослый заботиться не только о том, чтобы научить ребенка выполнять действия, но и о том, чтобы дошкольник запомнил слова, обозначающие предметы. На занятиях по ручному труду дети знакомятся с материалами, их свойствами, размерами, формой, цветом. Педагог уточняет знания дошкольников, следит за звукопроизношением, дает образец речи.
На втором этапе происходит постепенное обогащение активного словаря за счет лепетных и упрощенных слов. Педагог помогает детям в самообслуживании, организует взаимопомощь, маленькие диалоги, знакомит с глаголами, учит их пониманию, уточняет значение предлогов, падежных окончаний. Дошкольники на занятиях по ручному труду учатся изготовлять убранство кукольной комнаты. Хозяйственно-бытовой труд способствует ознакомлению детей с домашними животными, растениями на участке.
На третьем этапе педагог не столько говорит сам, сколько организует общение детей, беседы. На данном этапе дети способны запомнить короткие стихи, песни, загадки, которые входят составной частью в занятия.
На четвертом этапе дети пользуются фразовой речью. Педагог помогает оформить фразы, исправляет произношение, искажения структуры слов, аграмматизмы.
Регулярное участие в трудовой деятельности детей повышает общее развитие детей, существенно меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, расширяется круг интересов, формируются нравственные качества, трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.
Одна из первых задач трудового воспитания – ознакомление ребенка с трудом взрослых. Это – основа правильного воспитания и развития собственной рудовой деятельности ребенка. Детский труд начинается именно с наблюдения за трудом взрослых и совместных с ним рудовых действий. Важность ознакомления с трудом взрослых определяется самой тесной связью трудового воспитания с нравственным и умственным развитием детей дошкольного возраста. С возрастом, с каждым годом ребенка требования к овладению трудовыми навыками ребенком все более усложняются, конкретизируются и расширяются.
Подавляющее большинство видов труда в быту, сельском хозяйстве может найти преломление в чисто детской трудовой деятельности. Во всех случаях надо стремиться создавать условия, при которых участие в совместном трудовом действии, помощь старшего младшему является естественной и доброжелательной, вызывает положительные чувства и радость у тех и других.
Таким образом, помимо развития основных трудовых навыков трудовое воспитание также и оздоравливает речь.