Татьяна Викторовна Чинькова
Актуальность развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Представлены особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, а также различные подходы к развитию творческого мышления.
Публикация «Актуальность развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: творческое мышление, мышление, дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, детский церебральный паралич (ДЦП).
Особую проблему, приобретающую все большую актуальность и определяющую успешность разнообразной детской деятельности, составляет развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Развитие творческого мышления в детском возрасте является основой для активного познания мира и важным условием обеспечения готовности и успешной адаптации к школьному обучению, а также продуктивной деятельности в дальнейшем.
В дошкольном возрасте ребёнку приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, требующие нестандартного подхода в решении. Дошкольный возраст является сензитивным для развития психических процессов. Поэтому начинать развитие творческого мышления лучше всего в дошкольном возрасте.
Актуальность исследования по проблеме развития творческого мышления у детей дошкольного возраста с ДЦП обусловлена тем, что, несмотря на исследования, посвященные изучению развития творческого мышления детей как отечественных (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтьев, И. И. Мамайчук, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Стребелева и др., так и зарубежных ученых (Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, Р. Томпсон, Э. П. Торренс, К. Халл и др.) данная проблема остается малоизученной в дошкольном образовании.
Многие исследователи изучают данный феномен с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе его происхождения, условиях и средствах развития творческого мышления. В связи с этим перед современным обществом возникает необходимость изучения особенностей, эффективных условий и средств развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ДЦП.
Одним из первых, кто попытался ответить на вопрос о том, что такое творческое мышление, был американский ученый Джой Гилфорд. Согласно его точке зрения уровень развития «творческости», креативности, определяется доминированием в мышлении четырех особенностей (оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; семантическая спонтанная гибкость) [3].
Творческое мышление, с одной стороны, рассматривается исследователями как один из основных компонентов интеллектуального развития, с другой — как основная характеристика творческой личности, которая обладает способностью к умственным преобразованиям и способна отказываться от стереотипных способов мышления. Творческое мышление предполагает в человеке способность к пониманию того, что имеется ряд разнообразных задач, в которых требуется осознанный поиск нескольких способов решений.
Впоследствии принимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но и они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. Тем не менее, можно отметить определение творческого мышления, которое предложили Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон, они считали, что творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Также авторы отмечали, что препятствиями творческого мышления могут выступать : конформизм, цензура, ригидность, желание найти ответ немедленно, зацикливание на неудачах.
Я. А. Пономарёв отмечал в своих трудах, что творческое мышление является центральным психологическим звеном творческой деятельности (процесса творчества) детей. Одним из признаков способности к творческому мышлению является открытость опыту, чувствительность к новому. Также автор считал, что творчество – это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи [1].
Различные исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были разработаны первые диагностические задания, которые выявляют уровень развития творческого мышления детей и подростков. Разрабатывались первые программы развития творческих способностей. Также в это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности : гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение.
Мыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста с ДЦП является сложным объектом изучения. Разностороннее изучение творческого мышления у детей дошкольного возраста с ДЦП особенно актуально в связи с поиском методов и средств развития, направленных на формирование творческих способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста.
Многими исследователями установлены характерные общие особенности и специфичность развития мышления у детей дошкольного возраста с ДЦП. Например, у детей с данным нарушением выражена диссоциация между сравнительно удовлетворительным уровнем развития логического мышления и недоразвитием или поражением функций, которые связанны с пространственными и временными представлениями, также слабостью счетных операций и нарушениями практических навыков.
И. И. Мамайчук отмечает, что недоразвитие мышления — характерный признак у детей с ДЦП. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия [2].
Мышление детей старшего дошкольного возраста с ДЦП развивается на основе неполноценного чувственного отражения действительности и задержки речевого развития. Ряд исследований (Э. С. Калижнюк, Е. Н. Бахматова, Е. М. Мастюкова и др.) отмечают у детей с ДЦП - инертность, недостаточную последовательность и целенаправленность мышления, недостаточность наглядно-действенного и отставание в формировании понятийного мышления. Наглядно-образное мышление у детей с ДЦП формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей [5].
Такие ученые как Дж. Гилфорд, Б. Олмо, З. И. Калмыкова и др. считают, что творческое мышление следует развивать с помощью методов, побуждающих детей к активному творческому мышлению, к гибкости суждений и оригинальности ответов [1].
Л. А. Ситак, Е. С. Романенко, О. В. Ярлыкова для развития мышления предлагают применять творческий подход к педагогическому процессу с использованием игровых технологий для решения поставленных задач [4].
В исследованиях Э. 3. Усмановой, Т. Г. Хащенко, Н. И. Щербо отмечены возможности развития продуктивных процессов в условиях организации группового творческого мышления, способствующего достижению высокой эффективности каждым участником [3].
Многие авторы отмечают, что, несмотря на попытки создания условий развивающих творческое мышление детей, традиционные программы не могут обеспечить раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребенка в полной мере и учесть его возможности и потребности в познавательной и творческой деятельности.
Творческое мышление позволяет оценить качество мыслительного процесса детей. Исследование творческого мышления у детей дошкольного возраста с ДЦП открывает возможности для понимания их интеллектуальных способностей. Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с ДЦП имеет большое значение в современном образовании. Углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей дошкольного возраста с ДЦП средств развития творческого мышления приобретает особую актуальность.
Литература
1. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. / З. И. Калмыкова – Москва: изд. Педагогика, 1981. — 200 с. c. — Текст : непосредственный.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук — Санкт-Петербург: изд. Речь, 2001. — 220 с. c. — Текст : непосредственный.
3. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. / А. М. Матюшкин — Москва: изд. МПСИ, 2003. — 720 с.
4. Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова — Москва: изд. Педагогика. — 1985. — 200 с. c. — Текст : непосредственный.
5. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева — Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 180 с. c. — Текст : непосредственный.