Светлана Зайцева
Актуальность проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Замечено, что поступая в детский сад, все больше детей испытывают затруднения в речевом развитии. Это приводит к более длительному сроку адаптации к новым условиям дошкольного коллектива.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В исследованиях Хватцева М. Е, Мироновой С. А., Жуковой Н. С., Фомичевой М. Ф. и др. авторов рассматриваются проблемы становления речи и ее коррекции у детей. Н. Д. Душка отмечает, что современные дети демонстрируют поздний темп созревания.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию. При нормальном развитии в 2-3 года у детей идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. Имеются следующие категории слов - существительные, глаголы, прилагательные, междометия, союзы, числительные, наречия. Дети данного возраста понимают разговорную и повествовательную речь, владеют навыками активной речи, необходимым для общения. Способны рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память небольшое стихотворение. Иная картина наблюдается у детей с задержкой речевого развития. Отмечается, что у данной категории детей раннее речевое развитие протекает без отклонений. К году появляются отдельные слова из повторяющихся слогов (мама, папа, аф-аф и т. д, но далее речь не развивается и остается на том же уровне примерно до 4-х лет. Фразовая речь у большинства отсутствует, общение осуществляется за счет слов-предложений. Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Дети с задержкой речевого развития отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только уровнем речевого развития, но и характером всех психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, быстрая утомляемость, истощаемость, отвлекаемость. Многие дети имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата. С расстройством речи тесно связана патология мелкой моторики рук. Справедливо следует отметить, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и детям с нормативным речевым развитием, но в значительно меньшей степени. У детей с задержкой речевого развития чаще наблюдаются отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности. Все указанные отклонения в развитии стихийно не преодолеваются. Требуется специально организованная работа по их коррекции. Пластичность активно формирующегося мозга 2-3-х летнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Коррекционная работа осуществляется последовательно, при участии всех членов педагогического процесса в ходе ознакомления детей с окружающим миром, их игровой, трудовой, музыкальной и изобразительной деятельности.
Задержки в формировании речи обусловлены несколькими факторами. К эндогенным (факторам внутриутробного развития) относятся патология и незрелость периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового анализаторов, участвующих в порождении и восприятии речи.
К экзогенным (внешним) относится неблагоприятное влияние языковой среды, т. е. недостаточное речевое общение родителей с ребенком, интенсивный сложный для восприятия поток информации. В силу психологических особенностей дети 3-х лет ориентированы на близких родственников (чаще на мать). Многочисленные исследования показали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что «с возрастом все выправится само собой».
Развитие навыков речевого общения протекает в специально- организованных, но естественных для детей условиях. Система занятий по развитию речи разработана для детей 3-х лет. Назначение данных занятий- углубление, систематизация и обобщение знаний ребенка. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:
- развитие речи (звуковая, фонетическая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика);
-развитие сенсорных представлений;
-развитие навыков конструирования;
-развитие продуктивных видов деятельности;
-игры, способствующие развитию общей моторики, проводятся при возникновении первых признаков утомления. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребенка продолжают развиваться психические процессы. Восприятие - ребенок учится анализировать предметы по существенным признакам (цвет, форма, размер, величина). Внимание - учится сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях. Память - активно развивается слуховая, зрительная, тактильная. Мышление -от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому в дальнейшем.
Необходимо учитывать особенности обучения детей раннего возраста, эмоциональный фон и заинтересованность детей.
К сожалению, большинство родителей затрудняются адекватно оценить уровень речевого развития своего ребенка, поскольку не знают нормативы развития речи. Сравнивая своего ребенка с его сверстниками, родители получают, как правило, субъективную информацию, как следствие, у них складывается неверные представления об уровне речевого развития ребенка.
Другой, еще более важной проблемой, является стойкое убеждение родителей в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет.
И только часть родителей по-настоящему осознают важность своевременного речевого развития.
По результатам педагогических исследований М. И. Рожкова, две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, необходимость в специализированной профессиональной помощи.
Можно выделить основными трудности, с которыми сталкиваются родители детей, имеющих нарушения речи:
- нехватка времени на общение с ребенком. Большую часть времени дети находятся на попечение бабушек и старших братьев и сестер. Сужается культура семейного общения, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношений и соответственно, на развитии ребенка.
- недостаточность психологических знаний об особенностях развития детей.
- непонимание причин того или иного поведения ребенка.
- сложность саморефлексии своих отношений с ребенком.
Поэтому, в качестве одних из факторов, определяющих позитивную динамику в коррекционной работе, мы выделяем: активное участие родителей в воспитании, проведение обучающих тренингов и мастер-классов, единство требований со стороны родителей и педагогов ДОУ.
Наш детский сад имеет положительный опыт деятельности педагогов в области семейного воспитания. В своей работе мы используем как традиционные формы работы, такие как родительские собрания, консультации, стендовая информация, так и новаторские - семинары-практикумы, тренинги, мультимедийные презентации. В доступной форме подводим родителей к осознанию важности эмоционального общения с ребенком, создания условий для общения с другими детьми. На встречах родители сами отмечают, что мало читают детям, недостаточно играют в совместные игры, объясняя это нехваткой времени.
Мы поставили себе важнейшую задачу - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и способ взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Литература
1. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие /Л. С. Вакуленко. – М. : ФОРУМ, 2013. – 272 с.
2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 1991.-208 с.
3. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.- 258 с.
4. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 288с.