МААМ-картинки

Актуальность проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Светлана Зайцева
Актуальность проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Замечено, что поступая в детский сад, все больше детей испытывают затруднения в речевом развитии. Это приводит к более длительному сроку адаптации к новым условиям дошкольного коллектива.

Темочки:

В исследованиях Хватцева М. Е, Мироновой С. А., Жуковой Н. С., Фомичевой М. Ф. и др. авторов рассматриваются проблемы становления речи и ее коррекции у детей. Н. Д. Душка отмечает, что современные дети демонстрируют поздний темп созревания.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию. При нормальном развитии в 2-3 года у детей идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. Имеются следующие категории слов - существительные, глаголы, прилагательные, междометия, союзы, числительные, наречия. Дети данного возраста понимают разговорную и повествовательную речь, владеют навыками активной речи, необходимым для общения. Способны рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память небольшое стихотворение. Иная картина наблюдается у детей с задержкой речевого развития. Отмечается, что у данной категории детей раннее речевое развитие протекает без отклонений. К году появляются отдельные слова из повторяющихся слогов (мама, папа, аф-аф и т. д, но далее речь не развивается и остается на том же уровне примерно до 4-х лет. Фразовая речь у большинства отсутствует, общение осуществляется за счет слов-предложений. Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Дети с задержкой речевого развития отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только уровнем речевого развития, но и характером всех психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, быстрая утомляемость, истощаемость, отвлекаемость. Многие дети имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата. С расстройством речи тесно связана патология мелкой моторики рук. Справедливо следует отметить, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и детям с нормативным речевым развитием, но в значительно меньшей степени. У детей с задержкой речевого развития чаще наблюдаются отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности. Все указанные отклонения в развитии стихийно не преодолеваются. Требуется специально организованная работа по их коррекции. Пластичность активно формирующегося мозга 2-3-х летнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Коррекционная работа осуществляется последовательно, при участии всех членов педагогического процесса в ходе ознакомления детей с окружающим миром, их игровой, трудовой, музыкальной и изобразительной деятельности.

Задержки в формировании речи обусловлены несколькими факторами. К эндогенным (факторам внутриутробного развития) относятся патология и незрелость периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового анализаторов, участвующих в порождении и восприятии речи.

К экзогенным (внешним) относится неблагоприятное влияние языковой среды, т. е. недостаточное речевое общение родителей с ребенком, интенсивный сложный для восприятия поток информации. В силу психологических особенностей дети 3-х лет ориентированы на близких родственников (чаще на мать). Многочисленные исследования показали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что «с возрастом все выправится само собой».

Развитие навыков речевого общения протекает в специально- организованных, но естественных для детей условиях. Система занятий по развитию речи разработана для детей 3-х лет. Назначение данных занятий- углубление, систематизация и обобщение знаний ребенка. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:

- развитие речи (звуковая, фонетическая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика);

-развитие сенсорных представлений;

-развитие навыков конструирования;

-развитие продуктивных видов деятельности;

-игры, способствующие развитию общей моторики, проводятся при возникновении первых признаков утомления. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребенка продолжают развиваться психические процессы. Восприятие - ребенок учится анализировать предметы по существенным признакам (цвет, форма, размер, величина). Внимание - учится сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях. Память - активно развивается слуховая, зрительная, тактильная. Мышление -от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому в дальнейшем.

Необходимо учитывать особенности обучения детей раннего возраста, эмоциональный фон и заинтересованность детей.

К сожалению, большинство родителей затрудняются адекватно оценить уровень речевого развития своего ребенка, поскольку не знают нормативы развития речи. Сравнивая своего ребенка с его сверстниками, родители получают, как правило, субъективную информацию, как следствие, у них складывается неверные представления об уровне речевого развития ребенка.

Другой, еще более важной проблемой, является стойкое убеждение родителей в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет.

И только часть родителей по-настоящему осознают важность своевременного речевого развития.

По результатам педагогических исследований М. И. Рожкова, две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, необходимость в специализированной профессиональной помощи.

Можно выделить основными трудности, с которыми сталкиваются родители детей, имеющих нарушения речи:

- нехватка времени на общение с ребенком. Большую часть времени дети находятся на попечение бабушек и старших братьев и сестер. Сужается культура семейного общения, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношений и соответственно, на развитии ребенка.

- недостаточность психологических знаний об особенностях развития детей.

- непонимание причин того или иного поведения ребенка.

- сложность саморефлексии своих отношений с ребенком.

Поэтому, в качестве одних из факторов, определяющих позитивную динамику в коррекционной работе, мы выделяем: активное участие родителей в воспитании, проведение обучающих тренингов и мастер-классов, единство требований со стороны родителей и педагогов ДОУ.

Наш детский сад имеет положительный опыт деятельности педагогов в области семейного воспитания. В своей работе мы используем как традиционные формы работы, такие как родительские собрания, консультации, стендовая информация, так и новаторские - семинары-практикумы, тренинги, мультимедийные презентации. В доступной форме подводим родителей к осознанию важности эмоционального общения с ребенком, создания условий для общения с другими детьми. На встречах родители сами отмечают, что мало читают детям, недостаточно играют в совместные игры, объясняя это нехваткой времени.

Мы поставили себе важнейшую задачу - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и  способ взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Литература

1. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие /Л. С. Вакуленко. – М. : ФОРУМ, 2013. – 272 с.

2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 1991.-208 с.

3. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.- 258 с.

4. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 288с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 17:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева (УИ 2346340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД