Самарина Татьяна Васильевна
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Публикация «Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» размещена в разделах
Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Народноеискусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Русская народная культура – неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию дошкольником материала народного наследия представляется важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.
В современной окружающей жизни дети окружены в основном современными ритмами, современными игрушками, компьютерными играми, мультфильмами с супергероями. Все это не всегда отличается хорошим вкусом и не способствует становлению нравственной личности. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской народной культуре, познакомить с её истоками, традициями, ремеслами, фольклором.
Конечно, каждому родителю и педагогу хочется, чтобы дети выросли не только умными и талантливыми, но и порядочными, добрыми, отзывчивыми. Перед обществом стоит актуальная задача – как привить нашим детям с малых лет духовные ценности и нравственные качества. Изучая эту проблему, я обратилась к опыту народной педагогики. Определить педагогические подходы помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов В. А. Сухомлинского, И. А. Ильина, Е. А. Флериной, которые придавали огромное значение влиянию народной культуры на духовно-нравственное развитие человека. Так же данный опыт опирается на программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Национальные культуры составляют основу человечества, однако современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание. Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения
- важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации. В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок познакомить детей с народными обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять воду в озерах и реках. Знакомство с данными обычаями помогает детям освоить элементарные правила поведения в природе. Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Список литературы:
1 Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2017 - С. 54 – 58.
2 Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2009 – С. 46 – 52.
4 Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург:Детство-Пресс 1999. – 304 с.
5 Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2017 – С. 38 – 44.
6 Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
8 Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1998. – 172 с.
9 О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.