Елена Маркелова
Конспект занятия «Южный Урал» по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
АктуальностьВведение. Актуальность проблемы.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Конспект занятия „Южный Урал“ по экологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Урал - наш край родной
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель:
1. Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
3. Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (г. Миасса).
Задачи:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
1.1. Мониторинг на начало учебного года, инструктарий мониторинга.
Для определения целей и задач работы нами был проведен мониторинг знаний детей средней группы по экологии.
Задания для мониторинга были выбраны из трех областей: знание детьми животного мира, растительного и знания о неживой природе.
Задание 1.
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части. Вопросы и задания:
1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву?
2. Чем дерево отличается от кустарника (травы?
3. Что нужно для того, чтобы растение росло?
4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?.
5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов
Вопросы и задания:
6. Где растут овощи (фрукты, цветы?
7. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде?
8. Назови знакомые тебе цветы (овощи).
9. Из чего выросли овощи (цветы?
10. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, др.). Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.
Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
- Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
- Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
- Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
- Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
- В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
- Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
- Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
- Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
- Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
- Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
- Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
- В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 2.
Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
1. Где живут рыбы (птицы, звери? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
4. Каких диких животных ты знаешь?
5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
- Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
- Соотносит представителей фауны со средой обитания.
- Знает характерные признаки.
- Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
- Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
- Не всегда аргументирует свой выбор.
- В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
- Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
- На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
- Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
Не всегда аргументирует свой выбор.
- Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
- Затрудняется назвать характерные признаки.
- На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
- Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 3.
Цель. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Методика проведения. Ребёнку предлагают определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.
- Какой в баночке песок сухой или мокрый?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие камни бывают мягкие или твердые?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какого цвета вода в баночке?
- Она чистая или грязная?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
- Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
- Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
- Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
- При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
- Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
- Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. - После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
- Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
- Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
- Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 27 вопросов.
Ответы детей оценивались по трех бальной системе. Критерии оценки ответов:
1. балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2. балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3. балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний : высокий, средний и низкий.
Характеристика уровней: Высокий уровень (65-81баллов) - знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры. Средний уровень (41-64баллов) — имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень (25-40 баллов)- ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении, не способен к установлению связей и зависимостей.
Диаграмма 1 (начало учебного года)
Исходя из результатов мониторинга, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
1.2. Содержание работы по теме (на конец ноября 2014 г.)
Исходя из поставленных задач на год, я составила план непосредственно – образовательной совместной деятельности с детьми. И план работы с родителями по экологии.
На данное время мы приготовили с детьми исследовательский проект по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы (оформили дневник наблюдения).
Провели цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
Организовали конкурс "Подарок птицам". Он заключался в изготовлении скворечников и кормушек с помощью родителей, и результатом стало развешивание кормушек на территории детского сада.
Совершили экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
При организации непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству изготовили макеты природных объектов (грибы, съедобные и несъедобные, огород с овощами и фруктами).
Мониторинг в конце учебного года позволит определить эффективность работы по экологическому воспитанию и правильности использования выбранных нами форм и методов работы. Также, исходя из результатов работы, мы сможем определить тему и перспективы работы на будущий учебный год.
2. 2 Опыт работы по теме: «Наши заповедные места», в течение учебного года (самоанализ).
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Я считаю, что именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Приоритетным направлением в работе выбрала «Наши заповедные места». Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде родного города и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В ходе своей работы я составила перспективный план работы по эколого-патриотическому воспитанию детей, разработала Программу по эколога - патриотическому воспитанию дошкольников, цикл занятий.
Использую следующую литературу: О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду», З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом», Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
Занимаюсь систематизацией различного материала по родному краю. В группе имеются картотеки, альбомы, книги, журналы для рассматривания о природе и животных, настольно-печатные игры экологического содержания, наборы открыток о природе, подборка конспектов занятий и развлечений по экологическому развитию.
Считаю, что учебно-воспитательный процесс осуществляется в том случае, когда система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье. Поэтому я выступаю на родительских собраниях с сообщениями: «Пусть научится любить живую природу»; провожу консультации : «Вцарстве лекарственных растений». Оформляю папки-передвижки: «Сохраним родную природу» (Это интересно, «Времена года» и др.
Особое место для экологического воспитания уделяю естественно уголку природы. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп, горох и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройка городка из снега и ледяных фигур; весной — обработка кустарников, посадка цветов на клумбу.
Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, природоохранительные и запрещающие знаки, альбом «Наблюдение за природой», экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек.
Для экспериментально-опытнической деятельности в группе имеются: емкости, материалы и предметы для экспериментирования. Например, для экспериментов со льдом, водой, снегом. Использую краски, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки, пластмассовые стаканчики воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы. В уголке имеются образцы земли, глины, песка, гравия, муляжи грибов, овощей, фруктов.
Разработаны и оформлены картотеки игр, загадок, журнал «Целебные травы», альбом о заповедных местах нашего края, народных примет, пословиц, поговорок о природе родного края.
Я воспитываю у детей бережное отношение к людям, бережное отношение к окружающему миру и своему родному краю, бережное отношение к игрушкам, прививаю навыки культуры поведения.
Результаты мониторинга в конце года помогут увидеть реальную картину выполнения работы по теме «Наши заповедные места».
Диаграмма 2.(Конец года)
Высокий уровень экологического воспитания (В) – 6 человек-15%
Средний уровень экологического воспитания (С) – 15 человек – 65%
Низкий уровень экологического воспитания (Н) – 3 человека – 20%
Выводы по второй главе
На основании полученных результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению знаний дошкольников о родном крае и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В работе с дошкольниками по их экологическому и патриотическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, моделирования.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности дошкольников показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился, однако динамика его повышения в конце года была выше, чем в начале года по всем четырем показателям.
Это позволило сделать вывод о том, что комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.