Ольга Бубнова
Конспект занятия по экологии «Зарождение земледелия»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:воспитатель Бубнова О. Г.
«Зарождение земледелия»
для старшей группы
Воспитатель Бубнова О. Г.
Цели: Заинтересовать детей созданием огорода, научить пользоваться обобщенным словом овощи и знать их виды, познакомить с правилами гигиены при работе с землей, пробудить желание узнавать новое о природе.
Обогащение словаря: репа, свекла, морковь, поливать, огород, сеять, частокол, плетень, подсобить.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Зарождение земледелия“» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Воспитатель появляется в образе сказочницы с корзинкой в которой лежат овощи. Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали. Я к вам с подарками.
Воспитатель ставит корзинку с овощами на стол, в корзинке обязательно должна быть репка. Дети по желанию достают из корзинки овощи рассматривают их, отвечают на вопросы: Как называется этот овощ? Какого он цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Воспитатель угощает детей заранее нарезанными кусочками овощей, поясняет, что свекла, репа, морковь — все это овощи.
2. Сказочница- а я пришла к вам не одна,а с героями одной очень вам знакомой сказки. Посмотрите отрывок из этой сказки и отгадайте, что это за сказка.
—Правильно, это русская народная сказка «Репка». А вы помните, кто за кем тянул репку? А знаете ли вы, откуда у деда и бабки появилась репка на огороде? Да и сам огород, как он возник и почему у нею такое странное название? Хотите знать? Тогда слушайте новую сказку.
Сказочница рассказывает детям новую сказку сопровождая ее иллюстрациями. «Как посадил дед репку» :
«Давным-давно, когда не было еще ни царства, ни государства, в дремучем сосновом бору, на речном берегу, в старой, наполовину вкопанной в землю землянке жили были дед и баба. В то время люди еще не имели огорода. Дед охотился на зверя и птицу, рыбу в реке ловил. Баба ягоды, грибы да съедобные коренья собирала. Была среди них и репка, но только не такая, как мы сейчас сажаем на огороде, — большая и вкусная, а маленькая и не такая вкусная.
Когда пища вокруг того места, где стояла землянка, кончалась, дед и баба переселялись в другое место
Вот лежит как-то дед на лавке, довольный- много рыбы
сегодня наловил. По избе вкусный запах идет - уха парится.
Эх, сейчас бы к ухе да кашу из репы! Свари- ка, баба, кашу.
Да из чего же я тебе ее сварю?
Так из репы!
Да репы-то нет.
А ты принеси.
Откуда же я ее принесу? Ту, что была, давно съели, а за новой я на ночь глядя в лес не пойду. Хочешь каши, сделай так, чтобы репка рядом росла.
Да ты что, баба? Как же я ее посажу рядом? Где? Глянь, какой лес кругом! А трава какая! Их-то куда девать?
Так ты освободи место для репки: сруби деревья, сожги их, перекопай землю, чтобы освободить ее от других растений. Да не забудь огородить частоколом, чтобы дикие звери не могли съесть урожай.
— Нешто я справлюсь? Староват я стал для таких то делов!
— Да мы тебе подсобим. Я костры жечь буду, внучка - ветки собирать да плетень плести. Жучка — от зверья всякого по ночам сторожить, кошка — запасы наши в погребе стеречь, а к лошади привяжи бревно с сучьями — так и землю вспашешь быстро. Всем работа найдется, пошевеливайся только. Глядишь до зимы и управимся. А с весны семена сажать начнем, да не одну репу, но и другие съедобные растения посадим. Сорняки полоть будем, водой поливать — и к осени у нас своя репка будет.
— Ну и баба, ну молодец, все придумала, да не забыла никого! Но как же нам назвать это место? Придумал! Назовем его — огород! Что ж мы сидим — все за дело!
И закипела у них работа. Расчистили они землю, огородили, принесли из леса семена, посадили их весной, ухаживали за ними, а осенью уродился богатый урожай. Стал дед каждый день есть свою репку. А чтобы она вкуснее была, он семена брал для посадки только от самых крупных и сладких растений. Зажили они лучше прежнего!»
3. Закрепление материала. Дети отвечают на вопросы: Кто по-
советовал деду сделать огород? Что сначала сделать? Что потом?
Огородили они место, и как дед назвал его? Почему он так на-
звал его? Показать макет огорода.
Физкультурная минутка: «Огород»
Мы пойдем в огород, много там всего растет:
Огурцы сорвем мы с грядки, помидоры с кожей гладкой,
Толстая репка, засела в землю крепко.
Дергай, дергай из земли, все собрали, посмотри.
Предложить детям выложить картинки в последовательности создания огорода на фланелеграфе. Дети последовательно рас-кладывают иллюстрации и объясняют свои действия.
Воспитатель. Вот так, детки, внучка, Жучка, кошка, лошадка готовили место для посева репки — и уродился богатый урожай. А когда посеяли репку, что делали, чтоб она выросла? (Дети отвечают.) Вот как много нужно затратить сил, чтобы вырастить только репку.
В беседе воспитатель напоминает детям, сколько и как нужно употреблять овощей в пищу.