Татьяна Родичева
Активный отдых в дошкольной образовательной организации как средство реализации задач здоровьясбережения
▼ Скачать + Заказать документы
УКД:373.24
Активный отдых в дошкольной образовательной организации как средство
реализации задач здоровьясбережения.
Т. В. Родичева
МБДОУ «Детский сад № 7», г. Нижнего Новгорода
Аннотация.
Ключевые слова : здоровьесбережение, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, двигательная активность, двигательная самостоятельность.
Публикация «Активный отдых в дошкольной образовательной организации как средство реализации задач здоровьясбережения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Вовлечение к здоровьесберегающему осознанному поведению, начиная именно с дошкольного возраста, является актуальной проблемой, так как именно в эти годы у детей формируются традиции поведения и привычек, которые следует направить на формирование здорового образа жизни.
Жизненно важные и необходимые потребности в совершенствовании здоровья, его сохранении и приумножении формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием, и заключаются в использовании эффективных средств оздоровления и организации рациональной двигательной активности и активного отдыха [5.c.89].
Физкультурно - оздоровительная работа должна стать главной задачей в деле сохранения и укрепления здоровья детей.
Не случайно в общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС ДО) первой обозначена задача укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия [1. с. 6].
Самое непосредственное отношение к вопросам здоровьесбережения дошкольников имеет образовательная область «Физическое развитие» [1. с. 10].
Обучение детей основным видам движений должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро сориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основы двигательной самостоятельности.
Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путем организации различных видов деятельности по физическому воспитанию детей. Одним из таких направлений является активный отдых.
Активный отдых – это культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка.
Данное направление физкультурно-оздоровительной работы представляет собой комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре. [3. с. 00]
Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию уже имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми.
Методические рекомендации активного отдыха были разработаны в лаборатории физического воспитания «Научно исследовательский институт Дошкольного воспитания педагогических наук СССР» учеными Л. В. Яковлевой, Е. Н. Анкудиновой, А. П. Ерастовой. Они заложили теоретические основы активного отдыха, т. е. они разработали содержание различных форм активного отдыха и методические рекомендации к ним.
Исследования по активному отдыху в дошкольной организации проводятся и сейчас. В современной педагогике большое внимание уделяется физическому развитию детей путем разработки нестандартных инновационных методик проведения физкультурных занятий, досугов и праздников. Авторами подобных программ, методических пособий являются: В. Н. Зимонина, К. К. Утробина, О. Б. Казина, М. Ю. Картушина, Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянина, Л. В. Гаврючина, М. А. Рунова, О. М. Литвинова, Е. Н. Вареник, Н. Н. Сергиенко, Л. В. Горькова, Л. А. Обухова
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения определены следующие формы организации активного отдыха дошкольников [4.c.67] :
1. Физкультурные праздники.
2. Физкультурный досуг.
3. Дни здоровья.
4. Каникулы.
5. Детский туризм.
Эти формы активного отдыха нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Результаты экспериментальных исследований Г. Ленерта и И. Лахмана свидетельствуют: различные виды активного отдыха обеспечивают восстановление ряда физиологических функций, а также предупреждение
невротических состояний, связанных с перенапряжением.
Активный отдых решает как общие (оздоровительные, образовательные, воспитательные, так и частные задачи :
- повышать эмоциональный настрой детей;
- воспитывать стойкий интерес и потребность к занятиям физической культуры;
- повышать физическую работоспособность;
- развивать основные физические качества;
- совершенствовать основные виды движений.
Решение данных задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности и решаются через все формы организации активного отдыха дошкольников :
К моменту перехода на следующую ступень образования - школу, дети уже владеют определённым запасом двигательных умений и навыков [1. с. 26], который позволит им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, позволит успешно освоить школьную программу не только на начальных, но и на последующих этапах обучения.
Таким образом, активный отдых в дошкольных образовательных организациях предусматривающий коллективные двигательные действия, является важной составляющей образовательного процесса, который открывает большие возможности для формирования социального поведения детей, поскольку обеспечивает высокую степень их взаимодействия.
Активный отдых в дошкольных учреждениях создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2015.-96 с.
2. Ерастова, А. П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду / А. П. Ерастова Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. – М., 1980. – С. 47–54.
3. Луконина, Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - 4-е изд. - М. : Айрис - пресс, 2007. - 128с., ил.
4. Малозёмова, И. И. М19 Физическое воспитание дошкольников : теоретические и методические основы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малозёмова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и. ], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников : Учебное пособие для студ–ов средних педагогических учебных заведений / В. Н. Шебеко – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 192 с.