Виктория Гулькина
Активные методы работы с семьей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Активные методы работы с семьей в детском саду
С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей.
Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается конкретностью объекта и предмета наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Наблюдение является надежным методом, для сбора необходимой информации о семьях воспитанниках и выстраивания дальнейшей работы с родителями. К достоинствам метода наблюдения относятся: – наблюдение реального сотрудничества с родителями, происходящего в динамике; – регистрация событий в момент их протекания; – независимость наблюдателя от мнений испытуемых. Однако, есть и слабые стороны: – недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность); – ограниченность объема наблюдений для одного исследователя; – пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
Публикация «Активные методы работы с семьей в детском саду» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Существует несколько классификаций метода наблюдения. В зависимости от условий и целей проводят Систематическое наблюдение — тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период ознакомления с новой семьей. Несистематическое наблюдение — тип наблюдения, при котором важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения родителей в определенных обстоятельствах. В зависимости от объекта наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные семьи или сразу все. В зависимости от предмета наблюдения сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения, взаимоотношения родителей и детей. Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в педагогическом процессе. С помощью такого наблюдения можно определить модель общения ребенка с родителями. Включенное — осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем. По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое, проводится единовременно. Длительное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом педагог сравнивает разные этапы в развитии одного ребенка.
Схема наблюдения может быть следующей: цель, объект, содержание, программа, ситуация, способ фиксации результатов, время, место, оценка динамики развития.
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
• В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями – заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте) .
• Эффективным метом работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».
Требования к составлению анкеты:
• помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд;
• разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
• вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
• обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
• анкета должна быть компактной;
• структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
• располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
• формулировать вопросы предельно конкретно;
• каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
• использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
• данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
Достоинства метода анкетирования :
• получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
• компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
• позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
• предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
• простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования :
• риск несамостоятельности ответов родителей;
• возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
• намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
• часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
• трудно собирать анкеты.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.
Беседа наиболее доступный метод установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами и формами : беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания дошкольников, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Особенность беседы — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ.
Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.
Алгоритм ведения беседы с родителями.
Предварительный этап - создание условий для эффективной беседы.
1. Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза" : два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало;
2. Предварительная договоренность о встрече;
3. Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения беседы.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т. д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.
2. Беседа.
Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека, что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.
В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т. д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, смог осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять. Вам не хочется согласиться. " Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
1. Окончание беседы.
Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду ("Мастерская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В. А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОО, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех».
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями
1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей.
2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.
3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?
4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?
5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.).