Милакова Татьяна Ивановна
Активность личности
▼ Скачать + Заказать документы
Благодаря активности детей, выступающей в разных видах и формах, процесс воздействия среды на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс взаимодействия подрастающего человека с окружающей средой. Этот сложный процесс и является причиной развития ребенка.
Необычайная сложность такого взаимодействия ребенка со средой усиливается тем,что с первых лет жизни ребенка проявляет себя как активный субьект, деятельное существо. Все взаимодействия среды преломляются через сознание каждой личности, через его деятельность данной среде. При этом значение,формы и характер активнсти, ее роль в развитии ребенка изменяются с каждым днем жизни подрастающего человека.
Публикация «Активность личности» размещена в разделах
Ребенок усваивает знания и опыт, добытый многими поколениями людей, живущих до него. Он должен освоить множество понятий, которые уже сложились в опыте людей. Эти знания ребенок получает в готовом виде либо непосредственно от старших,либо из книг, через посредство искуств и культуры.
Ребенок также усваивает и законы, правила, оценочные суждения, которым вынужден подчиняться и которымна учается пользоваться в собственной практике. Усвоение опыта взрослых становится в то время процессом накопления ребенком собственного индивидуального опыта.
Активность ребенка прежде всего выражается в его действиях. Быть активным – значит находиться в деятельном состоянии. На ранних ступенях развития, даже внутриутробном периоде жизни, активность зародыша проявляется в его движениях, которые имеют безусловно – рефлекторный, непроизвольный характер. После рождения эти движения изменяются благодаря образованию многочисленных условно- рефлекторных связей. К середине года ребенок ребенок может удержать предметы, манипулировать ими,а к концу года сам передвигаться к игрушке, поднимает, бросает ее, подражая взрослым, баюкает куклу, возит машинку, кормит собачку.
В раннем возрасте активность ребенка выражается в том, что он усваивает многие показанные ему действия. В результате научения ребенок осваивает множество навыков и к трем годам является уже относительно самостоятельным существом. «Я сам» - пароль ребенка этого возраста.
Таим образом, активность ребенка может быть понята как систематизирующий фактор взаимодействия наследственности и среды.
Вне общения на ребенка не может оказывать влияния ни наследственность, ни среда. Формирующая роль среды осуществляется исключительно через ее взаимодействие с ребенком. Характерными особенностями процесса взаимодействия ребенка со средой являются сложность, изменчивость и глубокая, внутренняя противоречивость. Организация этого взаимодействия,всех видов и форм общения ребенка со взрослым и сверстниками на разных ступенях его развития есть педагогическая деятельность взрослых, то ест осуществляемая ими система обучения и воспитания.
Как будет складываться отношение ребенка к тем или иным средовым сферам,как он будет относиться к организационным и стихийным влияния сферы- это по существу также подготавливается, оценивается, опосредуется обучающими и воспитующими его взрослыми. Отсюда вытекает вывод об огромных возможностях и огромной ответственности воспитателей за развитие ребенка.
Воспитание в качестве целенаправленной планируемой деятельности выступает как исключительно глубокий действенный фактор развития личности.