Оксана Денисова
Конспект занятия с родителями «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»
Задачи
1. Присоединение родителей к отечественным традициям.
2. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».
1. Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
Публикация «Конспект занятия с родителями „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
2. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
3. Развитие единого контекста в группе.
Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).
Примерный план:
1. Работа в круге. Показ презентации «Семейные традиции». Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», часть первая.
2. Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».
3. Знакомство с содержанием книги «Семейные традиции» :
- Беседа с родителями о семейных традициях на основе рассказа О. С. Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5)
выполнения задания стр. 15
4. Индивидуальная работа
4. Работа в четвёрке «Семейные традиции».
5. Подведение итогов работы.
Подготовительный этап.
• Выдать родителям на дом книгу для развития «Семейные традиции» для знакомства.
• Поставить перед родителями цель - освоение семейных традиций через знакомство с книгой «Семейные традиции»
• Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
• Принести книгу на занятие
Основной этап
1. Работа в круге.
1. Беседа с присутствующими о семейных традициях.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на своём занятии, посвященному теме «Семейные традиции».
Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу ответить на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции». Давайте поразмышляем с Вами над этими понятиями.
Вопросы к родителям :
-Как вы понимаете слово семья? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят : «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».
Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Давайте поразмышляем над вторым понятием.
-Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)
Обобщение воспитателем ответов родителей.
«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т. е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.
Вводный присоединительный текст воспитателя:
Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё : вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.
Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.
У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям. (показ слайдов).Обратите внимание на слайды.
У одних это - семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.
У других - совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе
У третьих - семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.
А также семейный альбом, семейная родословная. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. И конечно, же свадебная фотография родителей. Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут.
Вопрос к родителям : В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? (ответы родителей)
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит.
А теперь перейдём к работе с книгой «Семейные традиции».
Знакомство родителей с книгой 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».
Воспитатель предлагает родителям прочитать текст «Слово к родителям» (стр. 4) в книге для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». (текст читается каждым родителем по законченному предложению.)
Воспитатель: Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4. Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям», по законченному предложению.
Книга знакомит нас с некоторыми из этих традиций, которые нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках.
Обратимся к предложенным нам ниже пословицам. (слайд)
2. Осмысление родителями пословиц из книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; (показ на слайдах с иллюстрациями)
- В семье мир да лад – большой клад.
- Семья вместе, так и душа на месте.
- Нет такого дружка как родимая матушка.
Воспитатель: Уважаемые родители, - Кто желает поразмышлять над смыслом первой пословицы? (второй, третьей).
(Коллективные размышления родителей по смыслу пословиц).
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляйте в своей речи пословицы о семье для детей, Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.
3. Беседа с родителями по текстам произведений книги и заданий к ним.
Работа над рассказом О. С. Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5);
Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость».
Воспитатель: Скажите, с какой семейной традицией связано содержание рассказа? (Традицией имя наречения).
Спасибо. Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имя наречения.
Присоединительный текст воспитателя:
В дополнении хотелось бы сказать, что в России существовал целый ряд традиций, связанных с имя наречением. Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.
При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители.
Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
В церковном календаре существует большое количество святых, имеющих одинаковые имена, поэтому, именины стоит выбирать по ближайшему, после дня рождения человека, дню памяти святого. А остальные дни памяти этого святого называют – малыми именинами.
Раньше именины праздновали так: в день своих именин, именинник или именинница разносили по приглашенным гостям – именинные пироги, после гости приходили к имениннику в дом, садились за стол и разламывали над головой именинника пирог с кашей. Считалось, что чем больше на его голове окажется каши, тем счастливее именинник будет в этом году.
Воспитатель: У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имя наречения оно связано? Если знаете, то назовите день своих именин и как вы их отмечаете?
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Замечательно, что вы знаете историю своего имени, день своих именин и многие из вас их отмечают. Я надеюсь, что ваши дети продолжат эту традицию.
Выполнение задания из книги 5 на стр. 15.
Воспитатель: творческим заданием для вас и ваших детей будет оформление странички альбома, на странице 15.
-Скажите, пожалуйста, какие семейные традиции вы вместе с вашими детьми нарисуете?
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Прекрасно. Замечательные у вас будут рисунки. Тем более, что в нашем детском саду тоже есть традиция проводить для детей и воспитателей праздники: Новый год, Рождество, 9 мая и другие.
4. Работа в четвёрке
А сейчас мы с вами проведём активное занятие.
На странице 16. дан перечень традиций (читаю)
Родительское благословение
Трудолюбие и старание
Имя наречение
Сохранение семейных реликвий
Гостеприимство
Продолжение дела
Милосердие
Задание.
Из предложенных традиций, вы должны выбрать те, которые, по - вашему мнению, присущи нашему народу. Пожалуйста, возьмите простые карандаши и подчеркните выбранные традиции. Это задание выполняет каждый из вас индивидуально.
2. Индивидуальный этап.
Педагог объясняет родителям задание и предлагает его выполнить самостоятельно. Время выполнения задания - 2 минуты.
3. Работа в четвёрке.
Готовы. А теперь давайте разделимся на две микрогруппы, по 4 человека. Сядьте поближе друг к другу. Задание остаётся тем же, только теперь вы вместе его выполняете. Посовещайтесь, внимательно выслушайте друг друга и придите к единому решению. Кто – то один из вас выскажется.
4. Обсуждение и экспертная оценка.
Готовы. Кто первый начнет. Одна из четвёрок предлагает результаты своей работы.
Спасибо, я поняла вашу позицию, теперь вы.
5. Заключительный этап.
Почему вы так считаете?
Экспертная оценка
Имянаречение
Гостеприимство
Родительское благословение
Сохранение семейных реликвий
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Спасибо. Я разделяю ваше мнение по выбору традиций.
Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Благословляли родители и старшие в роду своих детей и внуков на создание семьи, на свершение каких – либо дел.
Передача семейной реликвии объединяет целые поколения воспоминаниями о предках.
Гостеприимство – особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приёме гостей. Эта традиция близка всем нам.
Рефлексия
Работа в круге.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали на нашем занятии и что вы возьмете для себя?
Заключительное слово воспитателя.
Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Я надеюсь, что наше занятие помогло вам осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем вам - не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.
Наше занятие окончено. Благодарю всех вас за внимание.